off

Современное монастырское образование

Монастырь Дрепунг Гоманг принадлежит к школе Гелуг, основанной Дже Цонкапой (1357-1419). Эта школа придаёт большое значение практике нравственности, как необходимой основе достижения реализации и положение монаха, соблюдающего Винаю, по праву считается самым оптимальным для человека, посвятившего себя изучению и практике Дхармы. Кроме того, получение прочной базы теоретических знаний, расценивается в Гелуг как крайне важный этап на пути, который, по мере возможности, должен предшествовать практике медитации и способствовать её успеху. Монастырский курс обязательно охватывает пять основных предметов: праману, праджняпарамиту, мадхьямаку, абхидхарму и винаю, также дополнительно изучается тантра. В силу того, что в процессе обучения сутра и тантра служат объектами постижения и тщательного анализа посредством философских диспутов, обретается глубокое понимание всех этапов Пути и убеждённость в Воззрении. Колледж Дрепунг Гоманг занимает видное место среди других крупнейших гелугпинских монастырей благодаря вниманию, которое уделяется в нём дебатам и обстоятельному изучению диалектики.

Курс обучения в монастыре.

Порядок и традиции изучения буддийской философии в монастырях складывались на протяжении нескольких столетий. В Тибете курс обучения в Дрепунг Гоманге составлял 22 года, и это не покажется столь большим сроком, если учесть охват и глубину получаемых знаний. По сей день монастырь хранит прежние традиции, и, хотя прохождение минимального курса в Гоманг Дацане занимает 16 лет, если студент собирается претендовать на степень геше, это потребует дополнительной подготовки и изучения Винаи, чему он должен посвятить ещё 5-6 лет.

Итак, на протяжении 22 лет студенты штудируют пять основополагающих предметов, используя диалектический подход, сверяясь с сутрами и комментариями индийских и тибетских учёных прошлого. Кроме основных предметов, монахи изучают грамматику, поэзию, историю Тибета и историю буддизма. Качеству преподавательского состава уделяется особое внимание: классы по философии ведут лучшие из лучших — выдающиеся геше-лхарамбы, отучившиеся в Гоманге и блестяще выдержавшие все экзамены. В ходе разбора предмета преподаватель разъясняет очередную тему, освещённую в учебнике, сопоставляет её с коренным текстом, отвечает на вопросы учеников, а затем и сам задаёт им вопросы, находя мнимые логические противоречия в тексте, ставит перед студентами задачу по их устранению, что и осуществляется посредством диспута. Покидая класс, ученики, самостоятельно или с помощью старших товарищей, стараются вникнуть в предмет глубже, читают дополнительные материалы и прорабатывают спорные вопросы в ходе ежедневных дебатов.

Переход на следующий курс невозможен без прохождения экзаменов по всем предметам. Экзамен в Гоманге — серьёзное испытание и важное событие, как для студентов, так и для преподавателей. В монастыре учреждена специальная комиссия, которая отслеживает ход экзаменов, занимается подготовкой заданий и другими организационными вопросами. Испытания проходят в несколько этапов: экзамен на запоминание текстов, экзаменационные дебаты и письменный экзамен по всем предметам (философии, истории буддизма, грамматике и т.д.). После подсчёта результатов, студентам, набравшим наибольшее количество баллов, вручают подарки, а не выдержавшие экзамена остаются на прежнем курсе. 

Вот пять основополагающих предметов, обязательных к изучению в ходе полного академического курса:

  1. Прамана (тиб. tshad-ma) – теория правильного познания или эпистемология. Этот предмет изучают по комментариям Кункьена Джамьянг Шедпы, основой которых служит «Праманавартика-карика» — один из Семи трудов по прамане, написанных великим индийским философом Дхармакирти.

  2. Праджняпарамита (pharphyin) — Парамита Мудости. Основой изучения служит шастра Будды Майтреи «Абхисаламаяаланкара» («Украшение из Постижений)», являющаяся комментарием на «Двадцатипятитысячную Праджняпарамита-сутру» и разъясняющая Путь или Метод достижения Пробуждения — скрытый смысл сутр Праджняпарамиты. В процессе изучения используют субкомментарии к «Абхисамяаланкаре», написанные такими учёными как Харибхадра («Комментарий, проясняющий смысл»), Арья Вимуктасена, Дже Цонкапа («Золотые чётки»), Гьелцаб Дарма Ринчен, Кедуб Гелег Пелзанг, Кункьен Джамьянг Шедпа.

  3. Мадхьямака (dbu-ma) — воззрение Серединного Пути. Усвоив «Абхисамяаланкару», переходят к изучению прямого смысла сутр Праджняпарамиты – учения о пустоте всех дхарм от самобытия. Этот предмет рассматривается шастре Чандракирти «Мадхьямака-аватара», лежащей в основе данного курса и, если пройденную на курсе Праджняпарамиты «Абхисамаяаланкару» в части философского воззрения можно отнести к школе йогачары-мадхьямаки-сватантрики, то сочинение Чандракирти излагает высшее воззрение – взгляд прасангики-мадхьямаки. Вникая в тонкости воззрения прасангики, студенты пользуются комментариями, написанными Дже Цонкапой, Кункьеном Джамьянг Шедпой и другими великими учёными.

  4. Абхидхарма (chos mngonpa mdzod) изучается по шастре «Абхидхармакоша» («Сокровищница Абхидхармы»), написанной Васубандху. Абхидхарма относится к Адхидхарма-питаке – третьему разделу буддийского канона. Темы, рассматриваемые в Абхидхарме, можно отнести к онтологии, метафизике и сотериологии буддизма. «Абхидхармакоша» является «энциклопедией дхарм» — вместилищем фундаментальных понятий, общих для всех школ буддийской философской мысли, и характеристик явлений, относящихся как к индивиду, так и к внешнему миру, а также содержит дефиниции процессов происходящих на этих двух уровнях. Основными изучаемыми комментариями здесь служат трактаты Гендун Друба — первого Далай-ламы и Кункьена Джамьянг Шедпы.

  5. Виная (‘dul-ba) — это свод установлений, которые должны соблюдать последователи Будды. Трактаты по Винае проясняют характеристики полного или частичного нарушения обета, причины возможного нравственного падения, способы избежать его, осознанно храня свои обеты и то, какими средствами может быть очищено допущенное нарушение. Через соблюдение чистой нравственности развивается внимательность и сосредоточение ума, что делает возможным осуществление цели – Пробуждения. Свод Винаи монахи изучают по «Винаясутре» Гунапрабхи и трудам Кункьена Цонавы.

Расписание шестнадцатилетнего курса.

 

Год

Обучения.

Название курса.

Предмет.

1

Дуйчунг (bsdus-chung)

Дуйра 1-й год. «Собрание тем» — базовые понятия буддийской философии.

2

Дуйчен (bsdus-chen)

«Собрание тем» — 2-й год.

3

Тагриг (rtags-rigs)

Логика, построение правильного силлогизма и его характеристики .

4

Лориг (blo-rigs)

«Ум и ведание» – виды ума, работа сознания, процесс познания.

5

Дон дунчу (don bdun-cu)

Праджняпарамита 1-й год – «семьдесят предметов», раскрывающих содержание восьми тем. Этот курс, посредством краткого изложения всех понятий, описанных в восьми главах «Абхисамаяаланкары», готовит студентов к годам глубокого изучения Праджняпарамиты.

6

Шунг ог (gzhung-‘og)

Праджняпарамита 2-й год

7

Шунг гонг (gzhung-gong)

Праджняпарамита 3-й год

8

Каб дангпо (skabs dang-po)

Праджняпарамита 4-й год

9

Сам-зуг (bsam-gzugs)

Праджняпарамита 5-й год

10

Каб шипа (skabs bzhipa)

Праджняпарамита 6-й год

11

Ума сарпа (dbu-ma gsar-pa)

Мадхьямака (Серединное Воззрение) 1-й год

12

Ума ньингпа (dbu-ma rnying-pa)

Мадхьямака 2-й год

13

Дзод (mdzod)

Абхидхарма

14

Карам ог (bka’-rams ‘og)

1-й Курс подготовки к «Гелуг Гьютро» (унифицированному экзамену монастырей школы Гелуг)

15

Карам сарпа (bka‘-rams gsarpa)

2-й Курс подготовки к «Гелуг Гьютро»

16

Карам буг (bka‘-rams sbug)

3-й Курс подготовки к «Гелуг Гьютро»

 

Завершив курс Абхидхармы, на протяжении нескольких лет студенты изучают Винаю, закрепляют и углубляют свои знания Праджняпарамиты и Мадхьямаки, готовясь к единому для крупнейших монастырей школы Гелуг экзамену. После этого, в зависимости от сложности выдержанного испытания и его результатов, монаху присваивается одна из степеней геше: геше-рабджампа (примерно соответствует степени бакалавра), геше-дорампа (магистр) или же, высшая степень, геше-лхарампа (доктор буддийской философии). Вскоре после получения звания, все геше дополнительно проходят курс обучения тантре в одном из двух тантрических колледжей: в Гьюме или Гьюто. После получения учёной степени желающие могут завершить своё формальное обучение. Некоторые предпочитают вернуться в монастыри своих родных мест и преподавать Дхарму, другие – уходят в затвор, чтобы углублённо заняться медитацией. Безусловно, монах-геше, который посвятил себя многолетнему изучению свода буддийской Дхармы и чья квалификация подтверждена выдержанными экзаменационными испытаниями, заслуживает уважения и может считаться авторитетным учителем буддийской философии.

Расписание дебатов.

 Учебный год в Гоманге буквально расписан по дням. Программа каждого курса разделена на восемь частей или сессий. В ходе каждой из них студенты должны изучить определённый круг тем, освоение которых сопровождается дебатами. Даты сессий по тибетскому лунному календарю:

  1. Первая весенняя сессия продолжительностью 15 дней (с 3 дня второго лунного месяца до 17 дня третьего лунного месяца);

  2. Большая весенняя сессия — 30 дней (с 3 дня третьего месяца до 3-го четвёртого месяца);

  3. Первая летняя сессия – 20 дней (с 16 дня четвёртого месяца до 6-го пятого месяца);

  4. Большая летняя сессия – 30 дней (с 16 дня пятого месяца до 16-го шестого месяца);

  5. Большая осенняя сессия – 30 дней (с 3 дня восьмого месяца до 3-го девятого месяца);

  6. Сессия «Сакар» – 20 дней (с 16 дня девятого месяца до 6-го десятого месяца);

  7. Сессия «Нгачой» – 15 дней (с 16 дня десятого месяца до 1-го одиннадцатого месяца);

  8. Большая зимняя сессия – 30 дней (с 16 дня одиннадцатого месяца до 16-го двенадцатого месяца).

В промежутках между восемью периодами дебатов студенты посещают дополнительные уроки, повторяют пройденные темы, заучивают тексты, которые необходимо знать наизусть для сдачи годовых экзаменов и участия в диспутах.

В первых числах четвёртого лунного месяца начинаются особые десятидневные дебаты по пяти великим трактатам Майтреи – «Тхуг Чойра», традиция проведения которых существует лишь в Дрепунг Гоманге. В эти дни все насельники монастыря: студенты 16 курсов, наставники, геше и Кхенпо, с интересом слушают дебаты, что ведут их ученики. Старшекурсникам приходится быть отвечающей стороной в ходе диспута, поэтому они должны очень хорошо знать предмет и держать в памяти весь материал, усвоенный за многие годы учёбы. Кроме того, на особых показательных дебатах демонстрируют свои познания студенты, успешно окончившие курс Праджняпарамиты («Парчин Дамча»), курс Мадхьямаки («Умей Дусанг») и, наконец, выпускники, полностью завершившие курс обучения, а также те, кто защищается на степень геше в текущем году («Гаг Рингтунги Дамча»).

Кроме того, в Гоманге, как и во многих монастырях существует традиция ночных дебатов (mtshan-‘phud). Так, в ходе «Джамшунг Ценпу», что проводится 18 числа 11 лунного месяца, темой диспута служит вводная часть курса Праджняпарамиты, а в частности, история Будды Майтреи. В 12 месяце проходит «Намдрел Ценпу» – всемонастырские дебаты по «Праманавартике». Диспут 18 числа третьего месяца — «Каб Шипей Ценпу», посвящён четвёртой главе «Абхисамаяаланкары». Тема диспута «Умей Джугцул Ценпу», проводящегося 9-го числа восьмого месяца, начальная часть «Мадхьямака-аватары», а через двадцать дней – 29-го, проходит «Умей Талдог Ценпу» — диспут по шестой главе «Мадхьямака-аватары», в ходе которого студенты углубляются в тонкости полемики между прасангикой-мадхьямикой и читтаматрой.

Общеобразовательная школа монастыря Дрепунг Гоманг.

В наши дни изучению философии обязательно предшествует восьмилетний общеобразовательный школьный курс, что является главным отличием современного религиозного образования от бытовавшего в тибетских монастырях прошлого. Маленькие послушники, поступая в школу в возрасте 6-7 лет, осваивают чтение и письмо, математику, историю, хинди, английский и получают общенаучные знания. Кроме того, как только научились читать и писать, они могут декламировать и заучивать молитвы, а также понемногу, через доступные примеры, свыкаться с понятиями буддийской философии. Школа Гоманга управляется Буддийской Культурной Ассоциацией Дрепунг Гоманга (DGBCA). Здесь более 200 послушников возраста от 7 до 18 лет получают современное образование.

Внеклассное образование. Летний лагерь для детей тибетской общины.

Заботясь о сохранении богатого культурного наследия тибетского народа, школа Гоманга организует ежегодный летний лагерь – факультативные занятия, в ходе которых, все дети из окрестных тибетских поселений получают возможность углубиться в изучение тибетской грамматики и литературы, истории и каллиграфии. Здесь, под руководством учителей Дрепунг Гоманга, они знакомятся с базовыми понятиями буддийской философии и этики.

Если Вас есть вопросы, касающиеся работы школы или желание оказать посильную помощь в финансировании и организации образовательных программ, обращайтесь по адресу:

Secretary
Dre-Gomang Buddhist Cultural Association,
Lama camp no. 2,
P.O. Tibetan Colony-581411,
Dist. Uttar Kannada.
Karnataka State.
INDIA.

(с) Дрепунг Гоманг Центр