Правление монастыря

Главный офис монастырской администрации называется «Чагдзо-канг» (phyag mdzod khang). Здесь трудится несколько человек: семь управляющих, включая главного — чагдзо, два секретаря и один бухгалтер. За исключением должностей секретаря, ведущего англоязычную документацию, и  водителей монастырского транспорта, все остальные посты работников администрации — выборные. Команда управляющих, бухгалтер и секретарь тибетского отдела избираются на трёхлетний срок с помощью всеобщего голосования. В конце каждого года администрация представляет полный финансовый отчёт настоятелю и представителям кангценов-землячеств.

15-ая Администрация Дрепунг Гоманга, действующая с 1 апреля 2017

Геше Лобсанг Гелег — глава администрации (на стуле слева);
Геше Гелег Шакья — настоятель дочернего монастыря Дрепунг Гоманга в Нанитале (на стуле справа);
Геше Кончог Гьцо — управляющий финансами монастыря (чагдзод), (третий слева);
Геше Лобсанг Тензин — управляющий кухней (второй справа);
Геше Таши Гьяцо — секретарь по международным связям  (третий справа);
Геше Лодро Ньима — заведующий по приёму гостей и распорядитель молитвенных церемоний (первый слева);
Геше Нгаванг Джигье — администратор «Гоманг-хауса» (представительства монастыря) в Дели (четвертый справа);
Геше Даргьял Пунцог — директор библиотеки (первый справа);
Геше Тенпа Норбу — бухгалтер (четвертый слева);
Геше Джамьянг Тендар — секретарь по связям с тибетским сообществом (второй слева).

Предыдущая 14-ая Администрация Дрепунг Гоманга, закончившая свою работу 31 марта 2017 (слева направо): Геше Келсанг Самдруб, геше Санге Гьяцо, геше Монлам Гьяцо, геше Келсанг Шераб, геше Тубтен Ньингдже, геше Тенпа Пунцог, геше Кунчог Гьяцо, геше Нгаванг Джинпа и геше Лобсанг Самдруб.

Под началом администрации находится более двухсот работников-волонтёров из числа монахов, которые на протяжении многих лет трудятся в ремесленной мастерской,  школе, библиотеке, поликлинике и в других службах Гоманга.
Всю работу в монастыре: от сложной управленческой и до работы в поле, делают сами монахи, что, учитывая нехватку финансов, позволяет сэкономить на наёмной рабочей силе.

 

 

Наставник по дисциплине

Каждый год в Гоманге путём всеобщего голосования избирается наставник по дисциплине – геко (dge-bskos). Геко — это тот, на ком лежит ответственность по поддержанию дисциплины и должного монастырского порядка. Разумеется, такая задача не по плечу одному человеку, поэтому каждое из землячеств (кангценов) выделяет ему по нескольку помощников (чапри), которые назначаются не избирательным путём, а в порядке очереди. Кандидат на пост геко должен обладать большим авторитетом в монашеской среде, знать и соблюдать Винаю, обладать педагогическим чутьём.

 

Действующий наставник по дисциплине — Геше LOBSANG YONTEN (геко 2018-2019)

 

 

Умдзе — главный голос монастыря, ведущий церемоний и практик

Не каждый способен стать умдзе, ведь эта должность требует не только досконального знания религиозных церемоний, но и настоящего таланта. Монахи, обладающие соответственными задатками, на протяжении нескольких лет изучают тонкости ритуалов и обертонного пения под руководством учителей — старших умдзе. Затем, набравшись знаний и опыта, они могубыть избраны на пост действующего умдзе.

Действующий умдзе — досточтимый Нгаванг Лобсанг

Нгаванг Лобсанг занял пост умдзе  монастыря Дрепунг Гоманг в  апреле 2014 года, сменив геше Сонам Намгьяла.  Досточтимый Нгаванг Лобсанг – знаток ритуалов и признанный мастер обертонного пения. В ходе официальных туров монастыря по России, он был ведущим чтецом в молебнах и проводил мастер-классы по традиционному обертонному пению для всех желающих

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный комитет

Особый комитет был создан для надзора за ходом экзаменов — важной части учебного процесса, что проходят в Гоманге ежегодно и включают в себя такие этапы, как письменный экзамен, экзамен на знание священных текстов и дебаты.

 

Общая кухня Гоманга

Монахи по очереди работают в кафе и на общей кухне. Заведующий кафе исполняет свои обязанности в течение трёх месяцев, а кухней – в течение одного. Подчинённые им дежурные по кухне сообща готовят еду на весь монастырь. Монахи ежедневно посвящают много часов изучению Дхармы, а крепкое здоровье – залог успешной учёбы, поэтому обеспечение Сангхи здоровой и сытной пищей является немаловажной задачей.

Все монахи Гоманга, начиная с настоятеля и заканчивая самым молодым из послушников, получают одинаковую еду, которую готовят на общей кухне. Завтрак состоит из лепёшки и тибетского чая (чай с молоком, маслом и солью). Обед – из тушёных овощей и лепёшки или риса, а на ужин все получают рис или суп с лапшой. Вся пища, которая готовится на монастырской кухне – вегетарианская. Монахи дежурят на кухне по очереди: старший по кухне сменяется каждый месяц, а около 20 человек, стряпающих под его началом, сменяются ежедневно, так как работа на монастырской кухне довольно тяжела.

Снабжение кухни осуществляется благодаря подношениям, которые Гоманг получает от мирян. Монахов становится больше, и администрации приходится сталкиваться с рядом трудностей финансового плана, ведь каждого из монахов необходимо обеспечить не только пропитанием, но и другими предметами первой необходимости: одеждой, местом для жилья, доступом к медицинской помощи. Хотя урожай с монастырского поля и собственное молоко служат некоторым подспорьем в хозяйстве, значительная часть продуктов закупается у окрестных фермеров. Продукты и замена газовых баллонов — это регулярные статьи расхода, кроме того, время от времени возникает нужда в покупке или ремонте оборудования, облегчающего труд монахов.

 

Медицинский диспансер

Дрепунг Гоманг обеспечивает медицинской помощью всех монахов и население ближайших деревень. Диспансер, в котором имеются процедурный кабинет, аптека и маленький стационар, был построен благодаря спонсорской поддержке доктора Субхути. Персонал диспансера, состоит из монахов-добровольцев, которые оказывают врачебную помощь любому, кто за ней обращается. Досточтимый Вен Геше Монлам —  лечащий доктор и директор диспансера, который осуществляет прием, монахи-добровольцы ассистируют ему. Прием пациентов осуществляется ежедневно с 9:00 — 11:00 и с 15:00 — 17:00.

 

 

Консультации и проведение процедур – бесплатны, а цены на медикаменты минимальны. Наличие возможности оказания подобной помощи общине полностью зависит от щедрости монастырских спонсоров, поэтому любое Ваше содействие будет принято с радостью!

Пациенты с серьезными проблемами могут воспользоваться услугами  Men-Tse Khang (Тибетская клиника), которая расположена в Тибетском поселении, а также в клинике в третьем лагере и в клиниках ближайших городов, таких как Хабли, Бангалор и Манипал.

 

 

Ремесленная мастерская и учебный центр.

Не все монахи имеют возможность достичь степени Геше, некоторые из них принимают решение приложить свои таланты и использовать их на процветание Сангхи в мастерской Гоманга. Работники мастерской — умельцы в рукоделии, рисовании и других ремёслах. Искусные мастера создают шёлковые украшения и сувенирную продукцию, обшивают буддийские иконы – танка, шьют монашеские одеяния и другие изделия, продажа которых обеспечивает казне монастыря небольшой доход. В обязанности мастерской входит обеспечение всего монастыря монашескими одеяниями и остальной швейной продукцией.

При мастерской действует учебный центр, дающий мирянам из окрестных селений – индийцам и тибетцам, рабочие места и возможность освоить профессию портного. 

 

 

 

 

 

 

Библиотека и медиа-центр

Спешно покидая Тибет в 1959 году, монахи Гоманга смогли взять с собой лишь малую часть священных текстов. Оказавшись в перевалочном лагере в Букса, они собрали все спасённые книги и в одной из палаток организовали импровизированную библиотеку. Затем, когда началось восстановление монастыря Гоманг на юге Индии, монахи кропотливо, год за годом, воссоздавали монастырскую библиотеку. Сейчас собрание буддийских текстов, находящееся в её фондах, превосходит библиотечные фонды других монастырей в количественном отношении. Кроме того, библиотека сохраняет труды, принадлежащие перу учёных  Дрепунг Гоманга (наших современников и учителей прошлого), готовит их к изданию и распространяет, делая  доступными как для студентов монастыря, так и для всех, кто глубоко изучает Дхарму.

 

 

Персонал библиотеки.

Пост заведующего библиотекой в Гоманге – выборный. Раньше заведующего избирали отдельным всемонастырским голосованием, однако после мая 2014 года порядок изменился, и теперь исполнение функций заведующего библиотекой возлагается на одного из семи управляющих из администрации монастыря (чагдзо-канга). Обязанностью заведующего является руководство коллективом работников библиотеки, который занимается сохранением и приумножением книжного фонда, осуществляет компьютерный набор и издание книг, а также отвечает за обеспечение студентов и преподавательского состава необходимыми учебными материалами: коренным текстами, комментариями индийских и тибетских учёных, ритуальными текстами.

Издательская секция

Издательская секция состоит из отдела компьютерного набора и редакторского отдела. Здесь оцифровываются и переиздаются старые и редкие книги, готовятся к публикации сочинения современных буддийских учёных. Обычно, изданные со спонсорской помощью книги раздают студентам, также их можно приобрести в книжной лавке или взять для ознакомления в библиотеке.

Отдел звукозаписи

Лекции современных учёных Гоманга, а также сохранившиеся записи наставлений уже ушедших учителей бережно сохраняются и издаются в форме компакт-дисков. Это даёт студентам драгоценную возможность пополнить свой багаж знаний и, возвращаясь к пройдённому материалу снова и снова, углубить понимание предмета.

Итак, Библиотека Гоманга занимается сохранением, компьютерным набором, изданием и распространением книг как старых и редких, так и сочинений современных буддийских учёных.  Однако, недостаток материальных ресурсов, зачастую делает невозможным публикацию многих важных комментариев, необходимых студентам в учёбе. Чтобы сделать эти тексты доступными для каждого, Просветительское Общество Дрепунг Гоманга (Drepung Gomang Education Society) принимает пожертвования в специальный фонд. Все, желающие принять участие в издательстве книг, могут присылать свои пожертвования в пользу Просветительского Общества на адрес:

Memo-library fund.
Drepung Gomang Monastic Admin Office,
Lama camp no. 2,
P.O. Tibetan Colony-581411,
Distt. Uttar Kannada,
Karnataka State.
INDIA.

Адрес электронной почты: gomangoffice@yahoo.com

 

История Палден Таши Гоманг Дацана

Монастырь Таши Гоманг дацан является одним из семи факультетов монастырского комплекса Палден Дрепунг, который основал в 1416 году один из ближайших учеников Дже Цонкапы, Джамьянг Чойже (1379-1449). Согласно преданиям, Джамьянг Чойже по наставлению учителя отправился искать подходящее место для создания нового монастыря. В поисках такого места он пришел к горе Гепель — Ри, расположенной к северу от города Лхасы, столицы Тибета. Было поздно, и он решил провести ночь у подножья этой горы. Под утро он увидел сон, что если построить монастырь на вершине этой горы, то в нем будет очень много монахов, которые достигнут высоких духовных реализаций, но сам монастырь будет материально очень бедным. Если посередине, то всего будет поровну. А если у подножья горы, то будет мало ученых монахов, но монастырь будет очень богатым. Проснувшись учитель понял, что сон пророческий, и решил построить монастырь посередине этой горы. При освящении первого храма, в монастыре было всего семь монахов. Но вскоре он стал быстро расширяться и в зените своей славы насчитывал около 12000 монахов. По числу тех первых семи лам появились семь дацанов-факультетов, которые все вместе составляют один большой монастырский комплекс Палден Дрепунг. Гоманг дацан появился первым из остальных семи факультетов. Сначала он был создан для более глубокого изучения и сохранения сутр Праджняпарамиты, и сутр Мадхьямики, раскрывающих смысл пустотности или, другими словами, Срединного пути, и указывающих путь продвижения от простого человека до состояния полного Просветления. Позже в нем стали изучать и другие трактаты по абхидхарме, праманавартике и винае. Также изучают тибетскую грамматику и поэзию.

Таши в переводе с тибетского значит благоденствие, а Гоманг — многодверный. Многодверный — потому, что в нем изучали и понимали смысл сутр, опираясь на множество методов и мудрости. Благоденствие — так как в монастыре Таши Гоманг заложили добрую традицию тщательного изучения трактатов. Также существует и другая версия, утверждающая, что такое название дацан получил благодаря монахам, которые достигли понимания пустотности и могли входить и выходить в храм сквозь стены, словно через множество открытых дверей.

Многими великими ламами, учеными философами, мастерами, достигшими высоких духовных реализаций, знаменит монастырь. Это великие учителя Гунчен Жамьян Шадба (1648-1721), Гунтан Ринпоче (1762-1823), Халха Джебзун Дамба, Джанжа Рольби Дорже (1717-1786). Гоман дацан прославили и наши соотечественники, это наставник и советник 13-го Далай-ламы, Цанид-хамба Агван Доржиев (1854-1937), кенсур Агван Нима (1907-1990) и Галсан Легден были настоятелями Гомана, Тубден-Нима, был настоятелем Дульва дацана-факультета Винаи.

В конце 50-х годов прошлого века Тибет был оккупирован Китаем. Духовный и светский лидер Тибета Его Святейшество Далай-лама XIV был вынужден покинуть родину. Вместе с ним ушли в изгнание около 100 тысяч тибетцев. Чтобы сохранить национальную культуру, историю, тибетский буддизм, были воссозданы монастыри, школы, библиотеки на территории Индии.

В 1959 году, до вторжения коммунистического Китая, монастырь Дрепунг насчитывал более 10000 монахов. В Гоманге было на тот момент 5500.

В конце 1959 года в местности Багса, что в северо-восточной Индии, был открыт первый монастырский комплекс, куда собрали всех тибетских монахов. На тот момент общину Гоманга в Индии, среди бженцев, составляли всего сто с небольшим лам, которые смогли бежать из Тибета. В то время настоятелем дацана был избран геше Лобсанг, родом из Калмыкии. Из-за тяжелых и непривычных климатических и физических условий умерло много людей. Позже индийским правительством было выделено новое место для постройки монастыря в штате Карнатака. В 1969 году монастырь переехал на новое место, где располагается и поныне. Во время переезда монастыря в штат Карнатака монахов дацана было всего 63 человека. Им очень трудно пришлось, особенно в первые годы, ведь приходилось расчищать от джунглей место для строительства монастыря. Днем трудились над обустройством, а по вечерам учились. Все это происходило, несмотря на нестерпимую южную жару, проливные дожди и многие другие трудности. Лишь благодаря неустанному труду и глубокой вере монастырь был заново отстроен и полностью восстановил свой учебный процесс.

В настоящее время в монастыре насчитывается около 2000 монахов, в том числе и монахи из России, Монголии, Непала, Бутана и из некоторых гималайских регионов Индии.

Монастырь делится на 16 канценов, т.е. общин-землячеств. Возглавляют их старосты общин, которые следят за дисциплиной и за бытом монахов внутри землячеств. Все монахи монастыря относятся к одному из 16-ти канценов землячеств. Административный порядок монастыря не претерпел больших изменений, как и раньше в Тибете, высшим официальным лицом является  настоятель монастыря. Его избирают сроком на шесть лет, путём общего голосования, из числа наиболее опытных геше.

Важные решения в жизни монастыря принимаются на собрании 16-ти канценов-землячеств, которое созывается настоятелем. На нём присутствуют бывшие настоятели дацана, все официальные лица монастыря, главы землячеств.

Система образования в Гоманг дацане проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где полностью изучают пять главных предметов буддийской философии такие как: Цадма (логика), Парчин (праджняпарамита), Ума (мадхъямака), Дзод (абхидхарма), Дульва виная, или монашеская дисциплина), которые полностью охватывают путь Сутр.

Обучение в Гоманг Дацане состоит из 16 курсов. На первых двух курсах, монахи знакомятся с общим понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута. На следующем, третьем курсе, усваивается искусство приведения аргументов. На четвертом курсе дается обзор об уме (сознании) и познании. Затем, в течений шести лет изучается Парчин (санскр. Праджня — Парамита), совершенство мудрости. За основу изучения берутся текст Будды Майтреи «Абхисаламаяланкара» и комментарий к нему. Затем, в течение двух лет изучается Ума (санскр. Мадхьямика), подробное учение о пустотности всех элементов по трактату Чандракирти «Мадхьямика-аватара» и комментарий к этому тексту. Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), за основу изучения берётся текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарий нему. И последний предмет Дульва (санскр. Винная), изучается по трудам Гунапрабхи и Цонанпы. Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течение шести лет. После сдачи всех экзаменов они могут получить ученую степень геше-лхарамба.

Описание одного учебного дня во время семестров

В шесть часов утра, позавтракав лепешкой и чаем с общей кухни, монахи приступают к заучиванию текстов. С 8 часов просматривают материал, готовясь к утренним диспутам. С 9 часов до 11 собираются на площади возле храма на утренние диспуты. На диспутах, в течение часа по двое обсуждают пройденную тему. Затем в течение получаса читают молитвы. После молитв, разделившись по курсам, ведут диспуты с монахами со старших курсов. С 11 до 12 обед, затем до 14 часов время дневного отдыха. С 14 до 17 часов идут на уроки к учителям, где им разъясняют изучаемую тему по текстам. С 17 до 18 ужин. После ужина повторяют тему и с 18.30 до 23 идут на вечерние диспуты.

Учебный год состоит из 8 семестров. Четыре по 30 дней, 2 по 20 дней и еще 2 по 15 дней. Между семестрами, т.к. нет утренних диспутов и вечерние диспуты короче, монахи уделяют больше времени заучиванию текстов и изучению материалов следующего семестра. Кроме изучения коренных текстов и комментариев по буддийской философии, также изучают тибетскую грамматику, историю Тибета. В последнее время для желающих открыты классы для изучения современной науки и китайского языка.

Чандракирти «Мадхьямика-аватара» и комментарий к этому тексту Дже Зонкапы и Гунчен ринпоче. Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), состоящий из двух курсов. За основу изучения берётся текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарий нему Гялба Гендун Дупом (первый Далай-лама) и Гунчена ринпоче. И последний предмет Дульва (санскр. Винная), изучается по трудам Гунапрабхи и Гунчен Цонанпы. Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течение шести лет. После сдачи всех экзаменов получают ученую степень геше-лхарамба.

 

Монастырь сегодня

За последние 10 лет количество монахов, покинувших Тибет для учёбы в Дрепунг Гоманг Монастыре в южной Индии, увеличилось в четыре раза. Каждый год около 150 новых учеников приезжает, им приходится столкнуться с такими проблемами как привыкание к жаркому климату, другой пище, встреча с болезнями, которые не известны в Тибете.

Доход монастырь получает из разных источников: монахи организуют пуджи или специальные церемонии для тех, кому нужна духовная помощь, но чаще всего они получают пожертвования от спонсоров и мирян. Монахи выращивают рис и кукурузу, а также у монастыря есть в собственности кафе, гостиница для паломников и гостей монастыря и небольшой завод по производству ковров в Непале и Дели.

Во можете поддержать монахов и помочь им сохранить традиции и мудрость для нас и наших потомков.