Кхен-Ринпоче геше Лобсанг Гьелцен – 80-й Настоятель Дрепуг Гоманга.

Срок пребывания на посту Настоятеля Гоманга – шесть лет. По окончании этого срока проводятся выборы нового настоятеля. Список кандидатов, избранных путём всеобщего голосования, представляется Его Святейшеству Далай-ламе через Департамент по Делам Религии и Культуры тибетского Правительства в изгнании. В 2015 году, геше-лхарамба Лобсанг Гьелцен был утверждён Его Святейшеством на этом посту.

Действующий Настоятель Дрепунг Гоманга геше-лхарамба Лобсанг Гьелцен – уроженец Ладакха, он родился в селении Вакха в 1966 году. В одиннадцатилетнем возрасте поступил в Ликир – один из древнейших буддийских монастырей, расположенный в Лехе, и проучился там три года. Приняв обеты гецула у Кушога Бакулы Ринпоче в 1978, он отправился в Дрепунг Гоманг чтобы продолжить традиционное изучение Пяти Великих Трактатов. С 1979 года Кхен-Ринпоче усердно постигал Учение под руководством своих главных учителей: Кхенсура Ринпоче геше Лобсанг Самтена и Кхенсура Ринпоче геше Цультрим Пунцога, а с 1992 сам стал одним из лучших наставников для молодого поколения монахов. Став преподавателем, Кхен-Ринпоче не прерывал собственное изучение Дхармы. Так, в 1999 году он показал наивысший экзаменационный результат среди соискателей степени геше-лхарамба всех монастырей традиции гелуг. В 2002 году он был избран на пост блюстителя дисциплины (гекё) Дрепунг Гоманга, а через год поступил в тантрический монастырь Гьюме на обязательный курс тантры. Затем, с 2004 года, на протяжении трёх лет Кхен-Ринпоче был руководителем экзаменационной комиссии Университета Гелуг.

С 25 октября 2015 года, после официального возведения его на трон, геше-лхарамба Лобсанг Гьелцен является действующим настоятелем (Кхен-Ринпоче) монастыря Дрепунг Гоманг.

Кхенсур Ринпоче Геше Ёнтен Дамчо – 79-й настоятель Дрепуг Гоманга.

Кхенсур Ринпоче Геше Ёнтен Дамчо родился в провинции Амдо, в Тагцанг Лхамо, в 1940 году. После захвата Тибета Китаем в 1959 году, он отправился в изгнание и был в числе тех 60 монахов Дрепунг Гоманга, что возродили монастырь на юге Индии, после переезда Сангхи из Букса. Поскольку поток монахов, бежавших от преследований китайских коммунистов и желавших воссоединиться со своими соотечественниками в Индии, неуклонно нарастал, требовалось всё больше материальных ресурсов. В те тяжёлые времена, сутки напролёт Ёнтен Дамчо и остальные монахи трудились в полях, чтобы обеспечить себя пропитанием, работали на строительстве. Однако, как ни сильны были материальные невзгоды, приоритетной задачей для монастыря стало возобновление и поддержание на должном уровне учебного процесса. После дневной работы в полях, с вечера и до поздней ночи проводились лекции и дебаты. Иногда старшим монахам приходилось переписывать от руки священные тексты, чтобы обеспечить студентов учебными материалами.

В 1984 году Кхенсур Ринпоче, блестяще выдержав экзамен университетов Гелуг на звание геше-лхарамбы, полностью посвятил себя преподаванию Учения студентам Гоманга. В ходе проектов монастыря, посвящённых распространению и упрочению Дхармы во всём мире, Кхенсур Ринпоче посетил Францию, Монголию, Россию и США. Ринпоче, являлся уникальной личностью: обладая глубокими познаниями и заметными достижениями в практике Дхармы, он отличался простым и кротким нравом. Любимый и почитаемый Сангхой, Ксенур Ринпоче скончался после продолжительной болезни 30 декабря 2017 года в своей резиденции. 

Кхенсур Ринпоче геше Лобсанг Самтен – 78-й настоятель Дрепунг Гоманга.

Геше-лхарамба Лобсанг Самтен родился 6 июля, 1929 года в окрестностях Лхасы, в Зангри – местности, благословлённой йогини Мачиг Лабдрон. Отцом его был нгагпа по имени Кончог Даргье, а мать звали Деки Долма. При рождении мальчику дали имя Таши Вангпо. С 7 до 13 лет он пас скот, помогая родителям в их нелёгком крестьянском труде. По воспоминаниям Кхенсура Ринпоче, работа пастуха была тяжёлой и довольно опасной, так как их район изобиловал хищными животными, нападавшими на домашнюю скотину.

Когда ему исполнилось 14, он поступил послушником в один из прославленных монастырей Центрального Тибета – Пелден Нгари Дацан. Тогда же настоятель Лобсанг Джигме даровал ему обеты гецула и имя — Лобсанг Самтен. Став послушником, Лобсанг Самтен начал обучаться чтению, письму и рецитации молитв у своих первых наставников — лам Кончог Гьялцена и Келсанга. В 15 лет он приступил к изучению буддийских дисциплин: Дуйра, Намдрел (Прамана), Парчин (Парамита) и Дзод (Абхидхарма), под руководством крупных знатоков Дхармы – учителей Цультрим Драмдуля и Цультрим Джамьянга. Кроме того, прослушивая комментарии геше Джамьянг Гьяцо, он усердно постигал «Абхисамаяалянгкару», «Мадхямакаватару», «Уттаратантру» и другие шастры. В последующие четыре года Лобсанг Самтен получал разъяснения по Намдрел (Прамане) от учителя Сопы из Цанга и других. В 29 лет он принял участие в межмонастырских дебатах– «Джанг Гунгчо». В тот момент это было сопряжено с большими трудностями, ведь путь до места их проведения занял пять дней пешком, да ещё весь рацион на один месяц пришлось нести с собой.

Захват Тибета Китаем совпал с годом его тридцатилетия. Тогда ему в числе других монахов пришлось бежать в Индию, претерпевая на пути множество лишений. Пересёкши индийскую границу и оказавшись в штате Западная Бенгалия, они поселились в лагере для тибетских беженцев в форте Букса, что на границе с Бутаном. Там Лобсанг Самтен присоединился к Сангхе Гоманг Дацана. Его Святейшество Далай-лама, видя, что лишь малое число монахов – насельников трёх крупнейших монастырей школы Гелуг, смогло спастись из оккупированного Тибета, обратился к Правительству Индии с просьбой дать возможность этим монахам продолжать обучение, хотя на тот момент это было трудноосуществимо. В Букса Лобсанг Самтен получил полное монашеское посвящение у Досточтимого Линга Ринпоче, бывшего тогда главным наставником Далай-ламы. Вскоре, Правительство Индии ответило на просьбы Далай-ламы удовлетворительно: тибетским беженцам были выделены пустующие земли так необходимые им для выживания. В результате монастыри школы Кагью и Сера были восстановлены в Билакупи, а в Мундгоде началось строительство Гандена, Дрепунга и обителей школ Сакья и Ньингма. После переезда на юг Индии на протяжении трёх или четырёх лет Лобсанг Самтен занимался земледелием, параллельно не ослабляя усердия в изучении Пяти Коренных Трактатов под руководством учителей: геше Цультрим Гьяцо, монгольского геше Кхенсура Нгаванг Лобсанга, Ринпоче Джамьянг Еше – бывшего настоятеля монастыря Гьюме, Кенсура Гоманга – бурятского геше Нгаванг Ньимы и других. В 1973, в возрасте 44 лет он занял первое место по результатам экзамена на звание геше-лхарамбы. Экзаменационные дебаты проводились во время Великого Молебна (Монлам Ченмо) перед комиссией высоких знатоков буддийской философии – учёных-геше из трёх Великих Обителей школы Гелуг. В 1983 он был утверждён Его Святейшеством Далай-ламой на пост наставника по дисциплине (геко) на двухлетний срок. Затем четыре года был ламой-шунгленпой (blama gzhunglenpa) — куратором учебного процесса. Пять лет, начиная с 1989 года, он посвятил предварительным практикам и строгому затвору по Ямантаке. Несколько слов надо сказать об Учениях, полученных Кхенсуром Ринпоче Лобсанг Самтеном у различных наставников. Так, у Его Святейшества Далай-лама он принял посвящение Трёх Идамов, Шестнадцати Капель Кадам, передачу и разъяснения к комментариям Дже Цонкапы на Пять Стадий Гухьясамаджи, к трактатам «Золотая гирлянда изящных изречений», «Ламрим Ченмо», комментарии к Гуру-пудже («Лама Чопа»), практике «Сто божеств Тушиты», к ламриму «Драгоценное украшение Освобождения» и другие учения. Множество посвящений, устных передач и наставлений ему даровал Кьябдже Ёнгдзин Линг Ринпоче, в частности комментарии к «Ламрим Ченмо», «Лама Чопа», посвящение и глубинные разъяснения стадий зарождения и завершения тантры Экавиры-Ваджрабхайравы и других Йидамов. У Кьябдже Ёнгдзина Триджанга Ринпоче он прослушал много наставлений по практике этапов пути к Просветлению (ламрим), тренировке ума (лоджонг), принял посвящение Гухьясамаджи. Также его наставниками были: Денма Лочо Ринпоче, Кьбдже Джангце Пара Ринпоче, Кирти Ценшаб Ринпоче и другие, – всего около сорока учителей.

Получив степень геше-лхарамбы, Кенсур Ринпоче на постоянной основе занялся преподаванием буддийской философии студентам монастыря. Среди его учеников высок процент хорошо выдержавших экзамены, немало и защитившихся на звание геше. Помимо учительской деятельности, им написаны два комментария к «Абхисамаяаланкаре»: пословный и совмещающий «Абхисамаяаланкару» и сутру Праджняпарамиты. С 2003 по 2008 год он занимал пост Настоятеля Дрепунг Гоманга. В настоящее время преподаёт в филиале Гоманга в Манали.

Кхенсур Ринпоче геше Цультрим Пунцог – 77-й настоятель Дрепунг Гоманга.

Кенсур Ринпоче геше-лхарамба Цультрим Пунцог родился в 1939 году в восточном Тибете, в Зурчу Нагцель. В 1945 он стал насельником обители Зунгчу Серпо в Гаден Чокорлинге, где в течение девяти лет изучил правописание, грамматику и получил базовое знание Дхармы. Когда Цультрим Пунцогу исполнилось шестнадцать лет, задавшись целью пройти полный курс буддийской философии, он поступил в Дрепунг Гоманг. Однако, события 1959 года, сделавшие невозможным дальнейшее изучение и практику Учения, вынудили его бежать в Индию. Вместе с другими монахами он попал в Букса – место, где был разбит лагерь для тибетских беженцев. Там он жил десять лет, продолжая свою практику, заучивание текстов и, временами, занимаясь обучением детей. Несмотря на неустроенность жизни в лагере, Цультрим Пунцог не оставлял усилий в слушании и осмыслении Дхармы: учился у геше Нгаванг Лобсанга (Настоятеля Гоманга в тот период), геше Цультрима Гьяцо и других наставников. В 1973 году, поступив в Центральный Университет Тибетологических Исследований в Варанаси, после трёх лет обучения он блестяще сдал экзамены на учёное звание ачарьи. В 1981 Гамбургский Университет пригласил его на место преподавателя тибетологии и буддологии, потрудившись на этом посту три года, он вернулся в Индию. В том же году он сдал экзамен на степень геше-лхарамбы и незамедлительно отправился в прославленный тантрический университет – монастырь Гьюме, где на протяжении нескольких лет изучая и практикуя Ваджраяну, стал истинным знатоком всех основных тантр и комментариев к ним. В 1990 году занял пост наставника по дисциплине монастыря Гьюме, а в 1993 абсолютным большинством голосов был избран на такой же пост в Дрепунг Гоманге. В июле 1995, Его Святейшество Далай-лама, выбрав из предоставленного ему списка кандидатов, назначил геше Цультрим Пунцога Настоятелем Дрепунг Гоманг Дацана, и до мая 2003 года он занимал этот пост, трудясь на благо монашеской общины – опоры процветания и распространения Дхармы. Кенсур Ринпоче с первым официальным мандала-туром, посетил Соединённые Штаты в 1999, также он побывал с официальными визитами в России, Монголии и Японии.

Кхенсур Ринпоче геше Лобсанг Тенпа – 76-й настоятель Гоманга.

В прошлом Настоятель Гоманг Дацана, а ныне – Держатель Трона монастыря Дрепунг (‘brasspungs khripa — Дрепунг Трипа), Кхенсур Лобсанг Тенпа, родился в 1937 году в семье Тамдрин Кьяба и Лхамо Цоньи. Место его рождения — селение Тагцанг Лхамо в провинции Амдо. В возрасте 11 лет он стал монахом и преступил к обучению в обители Тагцанг Лхамо Ганден Шедруб Даргьелинг. Геше Лобсанг Сангье учил его грамоте и рецитации молитв, а главным наставником по всем курсам от Дуйра до Парчина был геше Джинпа.

Когда ему исполнилось 20 лет, он отправился в Центральный Тибет, в Лхасу, и вступил в Сангху Дрепунг Гоманга, где в течение нескольких лет продолжал изучение Праджняпарамиты (Парчина) и Праманы (Намдрел) у геше Джинпы из Монголии и других учителей. В 1959 проследовал в изгнание за Его Святейшеством Далай-ламой. Там, в Букса, в лагере для беженцев, он жил десять лет, там же и закончил полный монастырский курс под руководством геше Нгаванга Легдена (бывшего настоятеля Гьюме), Кхенсуров Нгаванг Лобсанга и Нгаванг Ньимы, Кхенпо Цультрима Гьяцо и прочих учителей. Кроме того, получил множество Учений по Сутре и Тантре от Его Святейшества Далай-ламы, Линга Ринпоче, Сонга Ринпоче и Денма Лочо Ринпоче. Держатель Трона Дрепунга – Кхенсур Ринпоче Тенпа Тензин даровал ему наставления по трудам Дже Цонкапы «Пути Мантры», «Светильник, проясняющий Пять Стадий», «Океан сиддхи. Руководство по Стадии Зарождения», комментарию Тангсагпы на две стадии тантры Ваджрабхайравы. Затем, с 1970 Кхенсур Лобсанг Тенпа учился в Центральном Университете Тибетологических Исследований в Варанаси и, в 1973, заслужив самые высокие оценки на экзамене, получил степень ачарьи. Вскоре после этого, он приехал в Гоманг, чтобы изучать Абхидхарму и Винаю. В 1982 году он продемонстрировал наилучшие результаты на экзаменах среди всех кандидатов из Трёх Великих Обителей школы Гелуг, и, наконец, в 1984, получил звание геше-лхарамбы. Через год он был избран наставником по дисциплине и два года работал на этом посту, а в феврале 1989 стал Настоятелем Гоманга. Продолжая дело прежнего Кхенпо Ринпоче Тенпа Гьелцена по обеспечению материальной стабильности монастыря, необходимой для поддержания учебного процесса на должном уровне, он в течение этих шести лет не прерывал преподавание Дхармы студентам Гоманга. Кроме того, более сотни желающих принять обеты отречения от мира получили у него начальные обеты — обеты гецула. В те шесть лет, что он занимал пост Настоятеля, стали годами прироста и благоденствия: Сангха пополнилась тысячью послушников, укрепилась имущественная база монастыря. В 1992 году, в качестве главы официальной делегации монастыря, Кхенсур Ринпоче посетил Россию. Это была его первая заграничная поездка, во время которой он посетил буддийские регионы нашей страны и Санкт-Петербург. В ходе этого визита, ознаменовавшего восстановление и углубление связей между Россией и Дрепунг Гомангом, он встречался с главами российской Сангхи, представителями буддийских организаций и группами верующих. Также он давал Учение в США, Монголии, некоторых странах Европейского Союза и на Тайване. Глубокие познания, сострадание и знаки реализации, которые являет Кхенсур Ринпоче Лобсанг Тенпа, вдохновляют и служат опорой веры для многих людей.

Кхенсур Ринпоче геше Тенпа Гьелцен – 75-й настоятель Дрепунг Гоманга (1932-2012).

Кхенсур Ринпоче Тенпа Гьелцен родился в 1932 году у Чопель Тензина и его супруги Ярдро в деревеньке Кьинаг, что приютилась у подножия святого места Чакрасамвары — горы Пельчен Чупори. Расположено это место на юг от Лхасы округе в Лхока. Когда ему исполнилось 11, он стал монахом славной обители Дрепунг Гоманг и начал обучаться грамматике и буддийской философии у геше Нгаванг Чодрага, Гендун Дондена и других наставников. Так всё шло своим чередом до судьбоносного 1959 года, когда ему пришлось покинуть Родину и, следуя за Его Святейшеством Далай-ламой, отправиться в изгнание в Индию. В лагере для беженцев в Букса он продолжил постижение Пяти Великих Трактатов под руководством Кхенсура Ринпоче Нгаванг Лобсанга, а также преподавал сам. Завершив обучение, в 1967 году он выдержал экзамен на получение звания геше-лхарамбы, и пройдя дополнительный курс в Центральном Университете Тибетологических Исследований в Варанаси и сдав экзамен, получил сертификат ачарьи. После возвращения в Гоманг, он был утверждён на посту наставника по дисциплине (геко) и исполнял эти обязанности на протяжении двух лет. Как и прежде, он разъяснял Дхарму студентам, пока, в 1979, по просьбе Его Святейшества, не отправился в Японию, что бы стать преподавателем в Токийской Библиотеке Тибетологических Исследований. Также он читал лекции студентам, интересующимся философией и тибетским буддизмом, в Киотском Университете (Kyoto University) и в Университете Моройока (Moroyoka University). Основными темами курсов были теория правильного познания и Мадхьмака.

В 1986 он вернулся в Индию, в Гоманг, где занимал пост Настоятеля и наставлял монахов в Дхарме в течение трёх лет. Затем, в феврале 1989 года, вернулся к своим преподавательским обязанностям в Японии. Несомненно, эта деятельность Кхенсура Ринпоче принесла большое благо как в том, что касается распространения нектара Дхармы, так и в укреплении связей, установлении добрых взаимоотношений между японским и тибетским народами.

В 1994 году Кхенсур Ринпоче начал подготовку к Великому Приближению Йидама (bsnyen chen) — большому тантрическому затвору. Два года он провёл в подготовительном ретрите в Северной Индии. Затем, уже в Дрепунг Гоманге, прошёл строгое трёхлетнее затворничество по Ямантаке.

Кхенсур Ринпоче вернулся в Токио в ноябре 2001 и возобновил свою преподавательскую деятельность. В Японии он являлся президентом Буддийской Махаянской Ассоциации «Манджушри». Кхенсур Ринпоче Тенпа Гьелцен покинул этот мир 12 августа 2012 года в Дрепунг Гоманге.

Кхенсур Ринпоче Шунгпа геше Цультрим Гьяцо — 75-й настоятель Дрепунг Гоманга (1924-1986).


Кенсур Ринпоче Цультрим Гьяцо родился в 1924 году в местности, носящей название Лхогью Чойкор, в провинции Амдо. С самого раннего детства он лелеял мечту стать монахом и, по достижении подходящего возраста, принял начальные обеты в ближайшем монастыре. До восемнадцати лет усердно постигал традиционные науки, такие как грамматика, стихосложение и, в особенности, буддийскую философию. Затем, в прославленном монастыре Лабранг Таши Кьил, он изучал Мадхьямаку и Праману. После двух лет обучения там, он направился в Центральный Тибет, вступил в Сангху Дрепунг Гоманга и продолжил углублённое изучение Пяти Великих Трактатов. Его наставниками в этом были: Халха геше Тхубтен Ньима, Халха геше Лосанг Еше, Вашуль геше Джамьянг Гьяцо, Кхенсур Нгаванг Лобсанг и другие учители. Плодом его вдохновенного слушания и размышления стало обретение превосходного понимания Дхармы. Несмотря на все тяготы изгнания, в 1965 году, в Букса, он блестяще выдержал экзамен на звание геше, показав лучшие результаты. Побыв некоторое время наставником в родном монастыре, Кхенсур Ринпоче поехал в Варанаси в Университет Тибетологических Исследований и, пройдя соответствующий курс, получил степень ачарьи. В этом Университете в течение нескольких лет он читал лекции по буддийским коренным текстам. В октябре 1983, он был возведён на трон Настоятеля Дрепунг Гоманга. Деятельность на посту настоятеля по поддержанию благих начинаний прежних Кхенпо Кхенсур Ринпоче совмещал с преподаванием и написанием философских работ. Он безвременно покинул наш мир в феврале 1986 года в возрасте 63 лет.

Шунгпа Кхенсур Ринпоче Геше Келсанг Тхабкье – 73 настоятель Дрепунг Гоманга (1926-1999).

В 1926 году, в провинции Амдо, у супруги Келсанг Дондруба Пемы Кьи родился сын. Сразу после этого, она заметила золотистые цветы, распустившиеся прямо в снегу, и сочла это благим предзнаменованием. Мальчика назвали Тхабкье Гьяцо. С самого раннего возраста он твердил, что хочет стать монахом, но родителям не хотелось расставаться с единственным сыном. Как бы то ни было, им пришлось согласиться, и в 14 лет он поступил в ближайший монастырь – Щицанг Гарсар. Там, в течение нескольких лет, он, после получения начальных познаний в грамоте, грамматике и рецитации молитв, с воодушевлением постигал основы Учения Будды. Затем отправился в Лхасу и стал студентом Дрепунг Гоманга, где изучал Пять Великих Трактатов под руководством Халха геше Нгаванг Ньимы. Ещё тогда, в Тибете, обретённые знания — плод самоотдачи и усердия в учёбе, придали ему решимости обязаться выдержать испытание на степень геше-лхарамбы, однако, из-за растущего давления Китая на Тибет и последовавшей за этим оккупации, в тот момент этим планам не суждено было сбыться. Итак, в 1959 году Кхенсур Ринпоче отправился в изгнание и был одним из тех ста монахов, котруе проследовали в изгнание за Его Святейшеством Далай-ламой. Они совершили пеший переход через Гималаи, счастливо избегнув встреч с китайскими войсками, достигли Бутана, и, наконец, прибыли в Индию. После нескольких лет жизни в лагере для беженцев, разбитом в приграничном форте Букса, правительство Индии выделило им землю в штате Карнатака. Хотя к тому моменту Сангха Гоманга насчитывала лишь 64 человека, эта небольшая группа монахов решила воссоздать монастырь и, тем самым, не позволить прерваться этой линии изучения и распространения Дхармы. В те годы Кхенсур Ринпоче прошёл курс в Университете Тибетологических Исследований, получил степень ачарьи и завершил продолжительное паломничество по святым местам Индии. В конце 70-х он приступил к сдаче экзаменов на звание геше-лхарамбы, успешно выдержал устный экзамен и дебаты, однако, до того как он успел пройти письменный, был назначен на пост Настоятеля Гоманга и занимал эту должность с 1980 по 1984 год. Затем, офис Его Святейшества обратился к нему с просьбой стать лектором в буддийском Институте Ваджрапани (Dorje Chang Institute) в Новой Зеландии. Он прибыл туда в мае 1987, и оставался преподавателем в этом институте, пока Его Святейшество во время своего визита в Новую Зеландию в 1992, не попросил его почитать лекции в Монголии. Кхенсур Ринпоче удалился в одногодичное затворничество и, после этого, отправился в Монголию, где преподавал в монастыре Ганден Тегченлинг в Улан-Баторе. Однако, по неотступным просьбам своих новозеландских учеников, в 1995 году вернулся в Новую Зеландию. Через год им было основано ещё два Дхарма-центра: Траши Гоманг Центр в Окленде и Траши Гепель Линг в Веллингтоне. В последующие годы Кенсур Ринпоче неустанно давал Учения группам буддистов по всей Новой Зеландии. Кроме того, у него было много учеников в Гонконге, куда он наносил регулярные визиты. В 1999 году Ринпоче повёл группу своих новозеландских и гонконгских учеников в паломничество по Тибету. Когда они были в его родном монастыре — Щицанг Гарсаре, он почувствовал себя плохо, с ним случился инсульт. Несмотря на все предсказания, говорившие, что его здоровье восстановится, состояние Ринпоче постепенно ухудшалось, и утром, 29 июля 1999 года, он покинул наш мир. Он пребывал в посмертной медитации три дня до того, как появились окончательные знаки ухода.

Кхенсур Ринпоче Геше Нгаванг Ньима – 72 настоятель Дрепунг Гоманга (1907-1990).

Геше Нгаванг Ньима (Агван Нима – в монгольском произношении) родился в 1907 году, в Дабаты, в Бурятии. Его родители – отец Цедруб Дорже (Цэдэб-Доржо) и мать Цекима (Сэжэдма), были религиозными, добродетельными людьми, регулярно оказывали помощь местной монашеской общине. В день рождения Ринпоче, 18 июля, их дом посетил геше-лхарамба Миньяк Лобсанг Ёнтен из Дрепунг Лоселинга, ставший впоследствии настоятелем этого монастыря. По воспоминаниям самого Кхенсура Ринпоче, первое в своей жизни Учение – посвящение долгой жизни Белой Тары, он получил у настоятеля Лобсанг Пунцога в трёхлетнем возрасте. Монашеский путь он начал в возрасте семи лет: в Шулутском Дацане (Ацагатском Дацане) – Геден Даргье Линге получил предварительные обеты отречения (barma rabbyung) у Держателя Трона Лобсанг Пунцога и, в 1915, обеты гецула у Настоятеля Чиме Дордже. До девяти лет он учился монгольской и тибетской грамоте, заучивал молитвы и садханы, с 14 лет приступил к изучению начал буддийской логики под руководством геше-лхарамбы Тхубтен Дондруба. После большевистского переворота, жизнь монахов, да и просто верующих людей становилась день ото дня всё тяжелее. Новые власти принуждали монахов дацана штудировать труды теоретиков коммунизма. В 1921, он, следуя совету цанид-кхенпо Агвана Дорджиева (Лобсанг Нгаванга), решил отправиться в Тибет для продолжения учёбы. Обсудив всё с родителями и учителями, втайне от остальных, он с несколькими товарищами, покинул родной монастырь и страну. Кхенсур Ринпоче нелегально пересёк границу и, следуя через Улан-Батор, направился в Тибет. Через год он достиг Лхасы и поступил в монастырь Дрепунг Гоманг. Первым его наставником здесь стал Халха геше Лобсанг Траши, у Халха геше Джамьянг Чопеля он изучал Праману, Парамиту и Мадхьямаку, затем у геше Лобсанг Траши – Абхидхарму и Винаю. Несмотря на множество трудностей, отсутствие материальной поддержки из дома и невозможность её организовать, так как по понятным причинам дорога назад, в Бурятию, для него была закрыта, учился он превосходно. Часто бывало, что из имущества у него оставалась лишь одежда, что на нём, даже на алтарь не было возможности что-либо положить в качестве подношения. В 1928 году принял полные монашеские обеты гелонга у Его Святейшества XIII Далай-ламы. У Кьябдже Кангсар Дорджечанга он получил устную передачу всего Кангьюра, собрания сочинений Дже Цонкапы, Гьелцаб Дже, Кхедруб Дже и другие Учения. Кроме того, его учителями по Сутре и Тантре были XIII Далай-лама (а в последствии и XIV), Сера Лава Гаден Три Ринпоче, Ёнгдзин Джампа Ринпоче, Ценшаб Таглунг Драг Ринпоче, Кьябдже Драггьяб Дорджечанг, Кьябдже Лхацун Дорджечанг и другие – всего около 33 наставников. В 1938 году он получил степень геше-рабджампы и уже тогда прославился как большой знаток фундаментальных буддийских текстов. Множество студентов стремилось попасть к нему в ученики. После сдачи экзаменов на звание геше, он предпринял затвор по практикам накопления заслуг и очищения неблагой кармы в местах уединения: сначала в ските Гьелце Чойлунг, затем в Дрепунг Гепель. После этого, между 1946 и 1956 годами, он двукратно совершил труднейшее паломничество по нескольким святым местам Индии и Непала, а также посетил множество славных мест Тибета. В конце 1958 года, он снова был в Индии, остановился на продолжительное время в Калимпонге, и, в 1959, возможности вернуться в Тибет уже не было. Сопротивление тибетского народа было сломлено, произошла аннексия Тибета коммунистическим Китаем, и поток беженцев устремился через границы в Непал, Бутан и Индию. Сперва монашеская община обосновалась в Букса, а Кхенсур Ринпоче, по наказу Его Святейшества Далай-ламы, с 1960 года стал преподавателем в Университете Тибетологии в Варанаси и учительствовал на протяжении семи лет. За эти годы он написал труд по истории буддийского Учения, опубликовал сборник биографий более чем двух сотен учёных и йогинов Индии, Тибета и Монголии. В 1967, также по просьбе Его Святейшества, Кхенсур Ринпоче поехал в Нидерланды, где сначала три года проработал ассистентом профессора в Лейденском университете, а затем ещё без малого три года замещал профессора. Когда Ринпоче исполнилось 65 лет, он оставил преподавательскую деятельность в университете. До отъезда из Лейдена в 1972 году, он написал пять работ по буддийской философии. Покинув Нидерланды, он жил в Швейцарии, где написал ещё восемь научных трудов.

В 1977 он был избран монашеской общиной Гоманга на должность настоятеля, а в феврале 1978 утверждён Его Святейшеством на этом посту. В возрасте 73 лет, в 1980 году, он попросил об отставке в связи с состоянием здоровья и передал пост следующему Кхенпо. Несмотря на уход с должности настоятеля, Ринпоче продолжал нести благо монастырской общине: кроме непрестанного даяния Дхармы и заботы об учениках, он, радея о важных начинаниях, о правильной линии развития монастыря, неизменно направлял и помогал советом новой администрации. Через некоторое время, он отправился на год в Швейцарию, там преподавал Дхарму и написал автобиографию. Вернувшись в Индию через год, он продолжал обучать студентов монастыря вплоть до 1988. За годы преподавания Кхенсур Ринпоче взрастил выдающихся учеников, таких как Тагцер Чогтрул Ринпоче и Нгари Чогтрул Ринпоче (братья Далай-ламы), Еше Лодой Ринпоче, Дагпо Бамчой Ринпоче, Лопа Хутухту Ринпоче, Щодо Драгом Чогтрул Ринпоче, Шичен Онтрул Ринпоче, Алак Ёнгдзин Ринпоче и множество других. Также, Ринпоче выпестовал большое количество учеников во Франции, Швейцарии, Нидерландах и других странах Европы.

15 февраля 1990 года, Кхенсур Ринпоче захворал. Вначале недомогание было похоже на лёгкую простуду, однако постепенно состояние ухудшалось. Тибетские и индийские врачи, собрав консилиум, обсуждали методы диагностики и лечения. Его Святейшество Далай-лама дал указание о проведении особых ритуалов для выправления ситуации. Однако, заслуга, что давала возможность существам быть объектами благой деятельности такого Бодхисаттвы, как Кхенсур Ринпоче Нгаванг Ньима, иссякла, и все эти меры не возымели достаточного эффекта. Сердечное заболевание его обострилось, и 24 февраля после полудня он явил стадии растворения в Дхармадхату и вошёл в медитативное погружение — тугдам (thugsdam). Перед этим, вследствие болезни, лицо и тело Кхенсура Ринпоче были бледными, но после того, как дыхание растворилось внутри (т.е. ветер растворился в сознании), его лицо снова засветилось румянцем, сразу же полностью прекратился ток внешних ветров (т.е. прекратилось дыхание). Присутствовавшие свидетельствуют, что тот час же листья всех деревьев в округе на некоторое время свернулись, будто и растения упокоились, отошли ко сну. И жизнь, и уход Кхенсура Ринпоче стали подлинным олицетворением заветов Джово Атиши и других учителей традиции Кадам: будучи реализованным йогином, обретшим уверенность в двух Ступенях Тайной Мантры, внутренне, внешне он представал как скромный монах, соблюдающий Винаю в совершенной чистоте. Вечером, 26 февраля, появились знаки выхода Ринпоче из посмертной медитации, значит, можно было начинать приготовления к кремации. Церемонию провели утром следующего дня. Воздать последние почести Кхенсуру Ринпоче пришли бывшие и действительные настоятели монастырей, ламы-тулку, администрация Гоманга и Лоселинга, множество его учеников. Оставшийся после кремации пепел Ринпоче, помещённый в небольшую медную позолоченную ступу и сейчас находится в Соборном Храме Гоманга.

Кхенсур Ринпоче Геше Тенпа Тензин – 71-й настоятель Дрепунг Гоманга (1917-2007).

Гунгру геше Тенпа Тензин родился в Кхаме, в 1917 году, в селении Чу Ягма, что в Цава Пащо. Родителей его звали Бумтар и Дондруб Долма. Будучи пяти лет от роду он начал учиться чтению и письму. Сам геше вспоминал, что, видимо в силу кармических опечатков, он ещё тогда испытывал большое желание приносить пользу другим и получать знания о Серединном Воззрении. В 12 лет он стал монахом обители Пащо. Рассказывают, что при его поступлении в монастырь, наблюдали такое хорошее предзнаменование: в день расставания с сыном, родители поднесли монастырю небольшую статую Будды, расположив перед ней дары, в числе которых был маленький масляный светильник в глиняной плошке, и вот, даже на следующий день масло в светильнике не иссякло и маленькая лампадка горела ярким и ровным пламенем. Сначала он выучил наизусть все молитвы и ритуалы, которые постоянно читались в монастыре, и взял обеты гецула у цанид-кхенпо Гунгру геше Тенпа Чойдрага. Так как в то время Чабдо Лакхаг Дзонгло Ринпоче давал обширный цикл Учений в их обители, ему посчастливилось получить посвящение Трёх Идамов. Как рассказывал Ринпоче, несмотря свой юный возраст и на то, что он тогда ещё был совершенным новичком в Дхарме, ему показалось даже, будто он понял смысл посвящения. Тогда же он приступил к изучению Дуйра у знатока сутры и тантры Халха геше-лхарамбы Келсанг Чойдрага. В семнадцатилетнем возрасте отправился в Центральный Тибет и поступил в Дрепунг Гоманг. Там, под руководством Настоятеля Гоманга геше Келсанг Легдена и Халха геше Нгаванг Ньимы, усердно постигал коренные тексты и, благодаря своему прилежанию и интеллекту, числился одним из лучших студентов. Когда пришло время, он получил обеты гелонга от Пхурчог Джамгон Ринпоче и с той поры хранил их в совершенной чистоте.

Сразу по окончании курса Праджняпарамиты, он испросил у Могчога Ринпоче и у геше Цультрима наставлений по двум стадиям Экавиры Ваджрабхайравы и воззрению Мадхьмаки. Вооружённый полученными знаниями, удалился в трёхлетний затвор в родной обители Пащо. Ретрит был очень плодотворным: он не просто занимался начитыванием должного количества мантр, но действительно, переживая постижение единства проявлений и пустоты, развил ясное видение себя Божеством, сопровождающееся особой гордостью. После затвора вернулся в Дрепунг Гоманг и, проучившись там некоторое время, выдержал экзамен на звание геше-карампы — знатока Пяти Великих Трактатов, продемонстрировав уверенное владение предметом и поразив собрание учёных геше глубиной своих познаний. В 1959 году, непосредственно перед захватом Тибета Китаем, ему посчастливилось быть одним участников экзаменационных дебатов на степень геше-лхарамбы с Его Святейшеством Далай-ламой во время Великого Молебна (Монлам Ченмо) в Лхасе. После этого он углубился в изучение Тантры в монастыре Гьюме. Как рассказывал сам Кхенсур Ринпоче, в то смутное время среди насельников монастыря чувствовалось всё нараставшее беспокойство. В одно майское утро, затемно, монахи начали свой обычный молебен. Вдруг, геко Лобсанг Калден, охваченный тревогой, со слезами в голосе объявил Сангхе: «Не только Лхасу мы уступили, но и Его Святейшество с окружением отбыли, и Кхенпо Ринпоче, и чагдзо, тоже уехали…» Трагические обстоятельства диктовали одно решение: так как монастырю грозила гибель, а сопротивление тибетцев было сломлено, нужно бежать. Древние тексты, тханки, принадлежавшие основателю монастыря Дже Шерабу Сенге, палицу Каларупы и другие святыни монастыря они взяли с собой, чтобы спасти от поругания и сохранить для будущих поколений. Дни и ночи напролёт они шли к границе, с большим трудом избегая встреч с отрядами китайской армии. Однако наступил момент, когда они, лишённые проводника, совершенно не знали, куда двигаться дальше, так как все узкие проходы в горах были под контролем солдат, и тогда геше Тенпа Тензин решился на рискованный шаг. Вместе с геше Апхо из Лоселинга, оставив товарищей в укрытии и сказав, не ждать их, если не вернутся до назначенного времени, они отправились к скоплению военных палаток поблизости, солдаты сразу же отконвоировали их к своему командиру. Поскольку геше вели себя спокойно, говоря, что их группа монахов лишь хочет удалиться в уединённое место, начальник, после продолжительного допроса, разрешил им идти. Позвав остальных монахов, все они как можно быстрее покинули это опасное место, и продолжили по мере сил продвижение к индийской границе. Хоть и с немалыми трудностями, они достигли, наконец, лагеря Букса. Здесь немного передохнули, кто-то остался, а геше Тенпа Тензин через некоторое время поехал на запад Индии в Далхаус, где продолжил изучение Тантры, работал помощником учителя, затем наставником по дисциплине (геко). В то же время геше преподавал Дхарму в специальном классе для маленьких тулку. Довелось получать Учение и прослушать комментарии к текстам по грамматике, поэзии у Куну-ламы – Ринпоче Тензин Гьелцена.

В 1968 году геше был избран Настоятелем Дрепунг Гоманга и десять лет трудился на этом посту. То было тяжёлое время для насельников монастыря. Вместе со всей тибетской общиной, монашеская Сангха начинала жизнь в изгнании с нуля. Кхен-Ринпоче Тенпа Тензин решал текущие материальные проблемы, руководил переездом общины в Мундгод, строительством монастыря, восстановлением и поддержанием на должном уровне процесса обучения. В 1974, благодаря неустанным усилиям Кхен-Ринпоче, монашеской общины, а также верующих мирян и иностранных спонсоров, успешно завершилось строительство первого соборного храма Гоманга (теперь он называется «старый дуган»), возведённого согласно всем канонам. Первое Учение в этом храме – разъяснения к «Восьмистрочному Лоджонгу», даровал Его святейшество Далай-лама.

В 1978 году Кхен-Ринпоче Тенпа Тензин отпросился на покой и стал посвящать основную часть своего времени медитации, однако вместе с тем, не оставлял заботы о Сангхе, состоя в административном совете монастыря. В 1985 он был избран на должность Дрепунг Трипа – Держателя Трона Дрепунга. В 1993 он предпринял поездку на родину — в Тибет, посетил монастырь Пащо, в котором когда-то начинал свой монашеский путь.

Не смотря на то, что на протяжении всех этих лет, на нём лежала сложная задача по возрождению и обеспечению монастыря, он продолжал вести уроки буддийской философии в классах. Даровал посвящения, устные передачи и упадеши, передавая своим ученикам Дхарму, полученную от его учителей: Его Святейшества Далай-ламы, Линга Ринпоче, Триджанга Ринпоче, Могчога Ринпоче, Пхурчог Джамгона Ринпоче, Денма Лочо Ринпоче, Кхенсуров Нгаванг Легдена и Нгаванг Ньимы, и многих, многих других. Сам Кхенсур Ринпоче взрастил плеяду замечательных учеников, таких как Кунделинг Ринпоче, Алаг Ёнгдзин Ринпоче, Самло Кхентрул Ринпоче, Шивалха Чогтрул Ринпоче, Кхенсур Лобсанг Тенпа и других. Десять из его студентов уже выдержали экзамен на звание геше-лхарамбы, многие ещё продолжают своё обучение. Кхенсур Ринпоче оставил этот мир 17 мая 2007 года. Письменное наследие его составляют работы по Мадхьмаке (в частности – комментарий к произведению Чангкья Ринпоче «Узнавание матери. Необычайная песнь опыта»), Тантре, Винае, двухтомная «История Гоманга» и другие – всего около 350 трудов.

Кхенсур Ринпоче геше Нгаванг Лобсанг – 70-й настоятель Дрепунг Гоманга (1899 – 1977).

Геше Нгаванг Лобсанг родился 1899 году в Монголии (Хор – район, граничащий с Кхамом) в Джунгарии. В самом юном возрасте он стал монахом и начал изучать Дхарму. На родине ему посчастливилось стать учеником Кьябдже Денма Лочо Ринпоче (предыдущего его воплощения). Многократное слушание Учений Ринпоче, размышление над ними, вдохновили Нгаванг Лобсанга и взрастили в его душе сильную веру. В 1924 году Ринпоче отправился в Лхасу, среди сопровождавших его помощников был и Нгаванг Лобсанг. Путь их был нелёгким: изобиловал пропастями, ущельями и бурными реками, так что время от времени ему приходилось помогать Ринпоче, перенося его на закорках. Впоследствии геше говорил, что его бодрое самочувствие в преклонном возрасте, это кармический результат той физической помощи, что он оказывал своему Учителю. Добравшись до Лхасы, он поступил в Дрепунг Гоманг. Там он посвящал всё время и усилия постижению Дхармы и ёще в ту пору прославился своим острым умом: зачастую его оппонентам в диспуте ничего не оставалось, как замолчать, признавая несостоятельность своих аргументов. Закончив изучение Пяти Великих Трактатов, Нгаванг Лобсанг сдал экзамены на звание геше-лхарамбы, а затем поступил в тантрический монастырь Гьюто. Вплоть до 1959 года он слушал комментарии к тантрам, размышлял и медитировал. В 1959 геше, вместе с другими старшими монахами Гьюто, ушёл в затвор по приближению Ваджрабхайравы в монастыре Гум в Дарджилинге, так что роковые события – захват Тибета Китаем и последовавшая за этим оккупация, застали его в Индии. В 1960 году изгнанные из Тибета монахи поначалу обосновались в форте Букса в штате Западная Бенгалия. Так как бывший на тот момент главой монастыря Кхен-Ринпоче геше Келсанг Легден был схвачен китайскими войсками и заключён в тюрьму Драбши, указом Его Святейшества Далай-ламы геше Нгаванг Лобсанг временно был назначен его заместителем на этом посту. В 1962 году Кенпо Ринпоче Келсанг Легден скоропостижно скончался в тюрьме, и геше Нгаванг Лобсанг стал настоятелем Гоманга на постоянной основе. В эти первые годы изгнания перед руководством общины стояли две главные задачи: обеспечить условия для выживания монахов и, во что бы то ни стало, сохранить древние традиции изучения Дхармы. Так, Кен-ринпоче вёл все классы – от Дуйра до Карам (подготовительного курса для защищающихся на звание геше). Несмотря на преклонный возраст, он никогда не выказывал усталости в преподавании Учения, и даже среди молодых учителей ему не было равных в энтузиазме. Не обращая внимания на течение времени, Кхен-ринпоче так вдохновенно раскрывал ученикам глубинный смысл Пяти Великих Трактатов, что и они увлекались, забывая, что урок уже давно кончился. Невзирая на бытовые трудности: чрезвычайно жаркий и влажный климат, отсутствие нормального жилья, скудную и непривычную еду и порождённые всем этим болезни, рвение преподавателей и студентов было поразительным. Однажды он так тяжело занемог от неизвестной болезни, что мог ходить, лишь опираясь на палочку и уже начал оставлять распоряжения на случай своей смерти. Обеспокоенные работники из администрации попросили специалиста о проведении гадания Мо. Гадание показало, что ничто не поможет Кхен-ринпоче, кроме особого ритуала — пуджи долгой жизни (теншуг). Действительно, после того, как собрание монахов Гоманга и Лоселинга поднесло теншуг, состояние Кхен-ринпоче улучшилось и, постепенно, болезнь полностью исчезла. Так, не смотря ни на что, он нёс груз заботы о монастыре до 1968 года, до самого переезда Сангхи в Мундгод, повторяя: «Гьялва-Ринпоче (Далай-лама – Прим.) назначил мне быть здесь».

В 1977 году, когда монастырь Дрепунг уже находился на своём нынешнем месте в штате Карнатака, его посетил Кьябдже Триджанг Ринпоче. Ринпоче даровал собравшимся Учение и Посвящение Долгой Жизни, а после этого сказал, что ему необходимо увидеться с Кхенсуром Нгаванг Лосангом (геше Нгаванг Лобсанг к тому моменту был уже Кенсуром Ринпоче, т.е. оставившим должность Кхенпо). На некоторое время они остались вдвоём, и, хотя накануне Кхенсур Ринпоче чувствовал себя так плохо — даже не смог прийти на Учение, визит Триджанга Ринпоче влил в него силы, он снова и снова повторял, что очень счастлив. На праздник Лосар, в день наступления нового года Земли-лошади (в 1978 году), Кхенсур Ринпоче сказал: «Нужно хорошенько отпраздновать нынешний Лосар!» После этого состояние его переменилось. Он не мог больше принимать пищу, слабел с каждым днём и теперь ни лекарства, ни ритуалы не помогали. В конце концов, он перестал разговаривать и на протяжении трёх дней пребывал в медитативном погружении. Кхенсур Лоселинга Пема Гьелцен и Щаркор Кхен-ринпоче Ньима Гьелцен пришли его навестить, и последний заговорил с Кхенсуром Ринпоче, но тот ничего не ответил. Щаркор Кхен-ринпоче был сильно опечален, он говорил, плача: «Ох, поздно, поздно я пришёл…» Однако геше Тенпа Гьелцен с другими учениками Кхенсура Ринпоче, исследовав течение его дыхания в соответствии с тем, как это описано в тантрах и увидев явные знаки достижения высокой реализации ступени Завершения, сказал: «Негоже вам горевать, как бы то ни было, до завтрашнего рассвета он уйдёт». Примерно в десятом часу вечера Кхенсур Ринпоче, взглядом подал знак находящимся вблизи него ученикам, говорящий о том, что его тело нужно положить на правый бок. Так они и поступили, помогая принять ему позу льва. Около (незадолго после?) полуночи его дыхание вначале участившись, вобралось внутрь, одновременно с этим ноги и левая рука распрямились подобно стрелам. На следующий день рано утром Сонг Ринпоче, обдумав ситуацию, сказал, что Кхенсур Ринпоче сейчас находится в посмертной медитации – тхугдаме, вероятнее всего, она продлится три дня и за это время надлежит совершить все приготовления к кремации. Так и случилось: через три дня, в предрассветный час, появились знаки ухода. Сонг Ринпоче и остальные подготовили тело к кремации, в соответствии с тем, как завещал сам Кхенсур Нгаванг Лобсанг. Монахи Дрепунга и миряне бесконечной вереницей шли отдать последний поклон Кхенсуру Ринпоче. Все они засвидетельствовали, что хотя в то время стояла большая жара, на теле не было ни малейших знаков разложения, оно оставалось гибким и податливым. Ранним утром следующего дня состоялся обряд кремации, и после него присутствующим снова посчастливилось увидеть знаки реализации Ринпоче: на некоторых костях, оставшихся после сожжения, были рисунки, похожие на радугу, кости окрасились в цвета пяти стихий.

 

Гьюме Кхенсур геше Нгаванг Легден – временно исполнявший обязанности настоятеля Дрепунг Гоманга.

Кхенсур Ринпоче Нгаванг Легден – бывший настоятель монастыря Гьюме, был назначен заместителем Кхенпо Дрепунг Гоманга Его Святейшеством Далай-ламой. Это было время, когда монахи, спасаясь от китайской оккупации, получили прибежище в Индии, а настоящий Кхенпо Гоманга – геше Келсанг Легден, был заключён в тюрьму Драбши. Кхенсур Нгаванг Легден работал на посту настоятеля с 1959 по 1962 год.