Кунделинг Ринпоче

Kundeling_RinpocheКунделинг Ринпоче в своем прошлом рождении являлся учителем духовного лидера монгольских народов Его Святейшества Богдо-гэгэна IX Джебцзундамба-хутухты (Джецун Дампа Халха Ринпоче), который даровал ему важные наставления и посвящения, относящиеся к разным традициям буддизма.

В своем нынешнем, тринадцатом воплощении Кунделинг Ринпоче закончил полный курс обучения в монастыре Дрепунг Гоманг под руководством выдающихся учителей, среди которых особое место занимает геше Лобсанг Цултрим. В данный момент Ринпоче по просьбе Его Святейшества Далай-ламы принял решение как можно быстрее приступить к даянию Дхармы, прервав полный курс обучения на высших 6-летних гелугпинских курсах, защитил звание геше-лхарамбы и заканчивает обучение в тантрическом монастыре Гьюдмед.

По словам Тэло Тулку Ринпоче, досточтимый Кунделинг Ринпоче ‒ «преданный ученик Его Святейшества Далай-ламы. Он из плеяды молодых лам, таких как 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже, Линг Ринпоче и новое воплощение Чанкья Ролпэ Дордже, на которое буддисты наших дней возлагают большие надежды».

Зеркало из горного хрусталя. История перерождений Кьябдже Кунделинга Тацака Джецуна Ринпоче

Ознакомившись с наиболее известными трудами, в которых упоминается досточтимый Кунделинг Тацак Ринпоче, можно обнаружить неоднократные упоминания о том, что линия его перерождений восходит к самому бодхисаттве мудрости Манджушри. Если исследовать данный вопрос несколько глубже, то выяснится, что существуют две различные линии, включающие разные личности, которыми рождался Ринпоче в своих предыдущих жизнях. Одна из них описывает в первую очередь индийские рождения, другая охватывает более поздний период времени и относится исключительно к Тибету, начиная со времен прихода Дже Цонкапы.

Как следует из первой линии, Ринпоче был эманациями самых разных людей. Царём-чакравартином по имени Намка Пел, правившим множество кальп тому назад в эпоху Благих элементов при Будде, известном как Царь раскатов грома. При Будде Шакьямуни он одновременно проявился как две разные личности: одним из его основных учеников — Шарипутрой, а также старейшиной монахов (стхавирой) буддийской школы Махасангика по имени Рахула. Позже он был держателем линии передачи Сутры пустотности Лодой Ринченом, великим Шантидевой, одним из учеников махасиддхи Лалиты. В Тибете принимал такие воплощения как сиддха Шуву Пелсенг, являвшийся учеником самого Падмасамбхавы; сын царя Трисонг Децена Владыка Дхармы Мунэ Ценпо; тертон Драпа Нгонше; переводчик Нгог Легпей Шераб, в совершенстве владевший иностранными языками; наставник школы кадам Шарава Йонтен Драг; йогин Шива Од, овладевший практикой туммо; хранитель двух ступеней тантры Ра Бумсенг; великий практик Калачакры из школы джонанг по имени Йонтен Гьяцо. Упоминания об этих перерождениях можно найти в большинстве биографий предыдущих реинкарнаций Кунделинга Ринпоче.

Вторая линия эманаций описывает его перерождения исключительно в рамках традиции гелуг тибетского буддизма. О них будет рассказано более подробно далее. Согласно этой версии, первым воплощением Ринпоче был один из семи основных учеников Дже Цонкапы, держатель линии устной передачи его наставлений, — Басова Чойки Гьялцен.

Первое воплощение — Басова Чойки Гьялцен

Басова Чойки Гьялцен родился в 1402 году в семье, проживавшей в Центральном Тибете, в провинции Цанг. Его старшим братом был сам Кхедруб Дже, впоследствии ставший одним из двух ближайших учеников Дже Цонкапы. Чойки Гьялцен уже с малых лет изучал Дхарму под руководством своего брата и его учителя, благодаря чему обрёл исключительно глубокие познания во всех основных традициях сутры и тантры. Ему не раз напрямую являлся бодхисаттва мудрости Манжушри, и по его наставлению Чойки Гьялцен получил передачу текстов Джянчуб Ламрим, практик Ямантаки, Калачакры и Чакрасамвары. Позднее в ходе длительного затворничества в отрогах горы Басо, Чойки Гьялцену удалось реализовать самадхи исключительной силы и ясности, благодаря чему он обрел известность как Чойже Басова.

По прошествии некоторого времени Ринпоче во сне начали являться знаки, предвещающие, что ему неизбежно предстоит стать новым держателем трона монастыря Ганден. Вскоре после появления этих знаков Далай-лама I Гендун Друб, хотя и не был осведомлен о них, объявил перед монашеской общиной, что новым держателем трона Гандена должен стать Басова Чойки Гьялцен. В 1463 году Басова торжественно взошел на трон Гандена, став его шестым держателем после таких известных личностей как Дже Ринпоче, Гьялцаб Дже, Кхедруб Дже.

Деятельность Басова Чойки Гьялцена в качестве держателя трона, который он занимал на протяжении 11 лет, была исключительно обширна: он передавал монашеские обеты, устные передачи на сутру и тантрические посвящения сотням и тысячам подходящих сосудов (учеников). Но в первую очередь он прикладывал усилия к разъяснению простым людям «Большого руководства к этапам пути просветления» («Ламрим Ченмо») Дже Цонкапы, благодаря чему стал известен в народе как Великий Пандита Дхармы. Сыграв ключевую роль в укреплении буддизма в Тибете, он ушёл в нирвану в 1473 году в возрасте 72 лет. Он был окружен огромным количеством учеников, некоторым из них удалось в течении одной жизни реализовать состояние Ваджрадхары.

Второе воплощение — Пагбон Лхакьяб

В 1477 году в местности под названием Пово Ионг родился Пагбон Лхакьяб, второе воплощение Кунделинга Ринпоче. Как и предыдущий перерожденец, он с самых малых лет изучал Дхарму, вникая в наставления и получая передачи от своих духовных наставников Джамьянг Шопу, Пагпа Лха, а также великого Дава Зангпо. В частности, ему удалось получить такие редкие устные передачи, как «Три сути поворота Колеса Учения» линии кагью и множество тайных наставлений по Чакрасамваре.

Повзрослев, Ринпоче покинул родные места, чтобы по традиции продолжить обучение в крупном монастыре вдалеке от дома. Его выбором стал Дрепунг Лоселинг в регионе У-Цанг, куда он без труда смог поступить, благодаря своим неординарным способностям. Там Пагбон Лха посчастливилось изучать Дхарму у наставника Джамьянга Гало, славившегося своей учёностью и достигшего небывалого совершенства в философских диспутах. Все предсказывали ему очень хорошее будущее, однако во время обучения его поразила тяжелая болезнь, и он был вынужден отпроситься из Дрепунг Лоселинга для лечения. Несмотря на недуг, даже в такой трудной ситуации Пагбон Лха не оставлял практику. В местности Олка Ринпоче он ушёл в длительное и строгое затворничество, что сыграло роковую роль в его судьбе: излишнее перенапряжение в ходе практики сказалось не лучшим образом на болезни. Завершив затвор, Пагбон Лха решил отправиться не в монастырь, а домой, но по дороге в местности Лонпо Кхадинг, совершил уход в нирвану, сопровождавшийся многими удивительными знамениями.

Третье воплощение — Лиюл Чойки Гьялпо

Третье, и самое короткое рождение, Ринпоче обрёл в 1509 году сыном правителя маленького княжества Лиюл в глубине Тибета. Лиюл Чойки Гьялпо, как и подобает перерожденцам Кунделинга Ринпоче, прославился своими способностями в письменности, математике и искусствах. С подчинёнными и прислугой он общался на равных вне зависимости от их положения. С особенным уважением относился он к родителям и Трём Драгоценностям. Практика даяния, накопление добродетели и все остальные деяния, которые надлежит вершить идущим по пути бодхисаттвы, давались Ринпоче легко и непринуждённо. По его образу жизни можно было безошибочно судить, насколько великую личность он воплощал.

Видя это, отец и окружающие восхищались, что с неизбежностью привело к тому, что Чойки Гьялпо с малых лет был признан наследником трона княжества Лиюл, занять который ему было не суждено. В 1526 году в возрасте 17 лет он ушёл в нирвану.

Как можно объяснить такой поворот событий? Скорее всего, Ринпоче посчитал, что титул и вытекающие из него обязательства не принесут ему и окружающим пользу в должной мере, поскольку будет затруднительно совмещать столь высокое положение в обществе с практикой бодхичитты и доброты.

Четвёртое воплощение — Лхаванг Чойки Гьялцен

В следующий раз Ринпоче обрёл рождение в Кхаме, в другом небольшом местечке под названием Шугпуг, в 1537 году. Здесь его наставником стал известный в данной местности Пагпа Сангье, у которого Ринпоче взял монашеские обеты. За много лет под его руководством Ринпоче получил множество посвящений и глубокие наставления по практикам. Достигнув достаточного зрелого возраста, он отправился в Центральный Тибет в прославленный монастырь Дрепунг, где уже обучался в одном из предыдущих рождений.

В монастыре Дрепунг Лхаванг Чойки Гьялцен посредством слушания, размышления и созерцания прилежно изучал все пять великих разделов буддийской философии у таких учителей как Далай-лама III Сонам Гьяцо, Кхедруб Тендарва, Дордже Делек Ньима, Гоманг Гунчен Чойки Джунгне. В процессе учёбы Ринпоче получил от них также большое количество посвящений и устных передач на философские и разные другие тексты. Ещё до завершения полного курса обучения Лхаванг Чойки Гьялцен начал реализацию теоретических наставлений на практике, изо дня в день усердствуя в созерцании. Очень скоро он достиг вершин среди учёных лам. Это никоим образом не сказалось на его обучении в Дрепунге — отлично защитившись на экзаменационных диспутах, он приобрёл славу мастера в философских спорах.

По достижении 30 лет Лхаванг Чойки Гьялцен уехал на родину в Кхам, постепенно возглавив несколько философских монастырей небольшого и среднего размера. В них Ринпоче успел воспитать и обучить многие сотни учеников. Ему также удалось совершить обширный поворот колеса Дхармы в дацане Чабдо Джампалинг, куда он пригласил своего учителя и правителя Страны снегов (Тибета) Далай-ламу III Сонама Гьяцо. Это было исключительно непростой задачей из-за отдалённости местности.

Позднее Лхаванг Чойки Гьялцен возглавил великий монастырь Джапу Донгаг Даргьелинг, где даровал множество общих объяснений и частных наставлений по таким дисциплинам как Праджняпарамита (Совершенство мудрости), Мадхъямика (Срединный путь) и Виная (Монашеская дисциплина). Там же Ринпоче дал глубокие разъяснения на четыре объединённых комментария по тантрам Гухъясамаджи, Калачакры, Чакрасамвары и Ямантаки, а также по практике будды Вайрочаны, и ввёл в монастыре обычай проведения усмиряющих ритуалов Нагпо Корсум. В целом, Лхавангу Чойки Гьялцену удалось провести исключительно обширную работу по распространению учения Будды на западе Тибета.

В более преклонном возрасте Ринпоче провел длительный затвор по шаматхе в пещере Тацак Лхундруп Дечен, после чего к его официальному титулу начали присоединять её название. Перед уходом в нирвану он дал предсказание о своём будущем месте рождения, чем доказал, что обрёл полный контроль над циклом рождения и смерти. В 1604 году в возрасте 68 лет Лхаванг Чойки Гьялцен растворился в пустотности пространства, оставив после себя множество прославившихся в Тибете учеников. Среди его сочинений, дошедших до нас, имеются «Практики по садхане Хаягривы», «Примечания на текст Гухьясамаджи для реализации личного блага и блага других» и «Краткая биография Дже Цонкапы».

Пятое воплощение — Нгаванг Чойки Вангчуг Тенпей Гьялцен

Как и было предсказано предыдущим перерожденцем, в 1606 году в уезде Бундруг Центрального Тибета на свет появился Нгаванг Чойки Вангчуг Тенпей Гьялцен, пятая реинкарнация Кунделинга Ринпоче. Уже через восемь-девять месяцев он вдруг начал декламировать мантры Манджушри, Авалокитешвары и Ваджрасаттвы. Предварительно не заучивая, он принялся начитывать Мигзем, Гойдод Гунжунма, Гьялцен Сонам и другие молитвы, чем удивил родственников ещё сильней.

Приняв монашеские обеты от Далай-ламы IV Йонтена Гьяцо в главном и самом почитаемом храме Тибета, Джоканге, Нгаванг Чойки Гьялцен по традиции начал учёбу в монастыре Дрепунг. Там он полностью изучил все пять разделов буддийской философии: Праману (Достоверное познание), Праджняпарамиту (Совершенство мудрости), Мадхьямаку (Срединный путь), Абхидхарму (Сокровищница знаний) и Винаю (Монашеская дисциплина), — а также получил множество посвящений, передач и наставлений по сутре и тантре.

Движимый просьбами родственников предыдущего перерожденца, Ринпоче решил посетить Кхам. После того, как разрешение Далай-ламы IV на поездку было получено, у Ринпоче были видения Дже Цонкапы с двумя ближайшими учениками, что было расценено как чрезвычайно благоприятный знак. По прибытии на место назначения Нгаванг Чойки Гьялцен практически сразу занял трон главы философского монастыря Тацак Лхундруп Дечен, основанного его предыдущим перерождением. Там Ринпоче стал одновременно учеником и учителем таких известных пандит, как Пагпа Лха и Демо Тулку. Не покидая пост настоятеля, Нгаванг Чойки Гьялцен посетил множество соседних монастырей региона Докхам провинции Амдо с целью укрепить там Учение Будды.

В силу своих природных способностей Нгаванг Чойки Гьялцен подчинил себе множество божеств-защитников Учения, просто пребывая возле мест их обитания. Везде, где бы он ни был, сразу распространялась слава о нём, как о вершине среди учёных пандитов, и к концу своей жизни он стал известен даже в самых отдалённых регионах Тибета. Кроме того, Ринпоче обладал неординарным талантом художника и успел нарисовать за свою жизнь множество изображений будд, бодхисаттв, гневных и мирных идамов. После Нгаванга Чойки Гьялцена нам остались такие сочинения как «Восхваление реализации», «Предписание к практикам», «Восхваление будд и бодхисаттв». В 1652 году в возрасте 47 лет он ушёл в нирвану.

Шестое воплощение — Нгаванг Кончок Тенпей Ньима

В 1653 году в местности Пово, в Бали Чабкар, обрёл рождение Нгаванг Кончок Тенпей Ньима, которому суждено было стать опорой Его Святейшества Далай-ламы V. Спустя пять дней после своего появления на свет он начал отчётливо декламировать мантры Манджушри, Мигзем, Гойдод Гунжунма. Когда же Нгавангу Кончоку Тенпею Ниме исполнилось три года, ему на глаза попалось изображение Шридэви (богини Палден Лхамо) — и Ринпоче начал читать её восхваление, которое не слышал ни разу ранее.

Вскоре Нгаванг Кончок Тенпей Ньима был приглашен общиной монастыря Тацак Лхундруп Дечен для начала изучения Дхармы и подготовке к поступлению в один из главных центров монашеского обучения. Проявив большое усердие в изучении философских трактатов, Ринпоче отправился в Центральный Тибет, где получил обеты гецула[1] и имя, под которым стал известен, от самого Далай-ламы V. Во время личной аудиенции Далай-лама порекомендовал ему поступить в монастырь Сера Дже, где предыдущим реинкарнациям Ринпоче обучаться не доводилось.

Успешно завершив учебу по пяти разделам буддийской философии, Нгаванг Кончок Тенпей Ньима защитился во время новогодних молебнов Монлам Ченмо столь блестяще, что вызвал восторг и неподдельный интерес к себе. Далай-лама принял его, как одного из главных своих помощников. Помимо основной деятельности, Нгаванг Кончок Тенпей Ньима посвящал свободное время как продолжению личного образования, так и обучению других буддизму, грамматике, поэзии, музыке. Известный учёный того времени Джамьянг Дракпа и многие высокие перерожденцы высказывались, что эта реинкарнация Тацака Джецуна Ринпоче принесёт колоссальную пользу распространению и укреплению Учения Будды не только в Тибете, но и в соседних странах.

Получив обеты гелонга у Далай-ламы, Нгаванг Кончок Тенпей Ньима попросил разрешение отправиться в родные места в монастырь Пагщо. Ему дали добро при условии, что через три года он вернётся обратно. По истечении трёх лет Ринпоче продолжил учёбу в Лхасе, получив много наставлений от таких учителей как Далай-лама V Нгаванг Йонтен Гьяцо, Ваджрадхара Джамьянг Дракпа, махасиддха Нгаванг Лодро и многих других. Решив, что Нгаванг Кончок Тенпей Ньима достиг должного уровня, Далай-лама V направил его в Монголию в качестве своего представителя. В течении семи лет Ринпоче проводил грандиозную работу по распространению учения Будды среди народа этой страны. Связанный велением Далай-ламы, он часто выполнял дипломатические функции. Наверное, самым известным деянием Ринпоче стало посредничество для прекращения вражды между Ойрат Монголией и Халха Монголией, которое позволило положить конец долго тянувшимся кровавым столкновениям. Блестяще справившись с этой миссией, Ринпоче удостоился особого расположения Далай-ламы V, который отдал под его покровительство множество монастырей в местности Пагщо Гаден Самдруб Дечен Линг в Западном Тибете.

Слава о Ринпоче распространялась далеко за пределы Тибета, а потому он получил приглашение отправиться в Срединное царство (Китай). Встретившись с маньчжурским императором, Нгаванг Кончок Тенпей Ньима завоевал его доверие, став со временем его покровителем. По возвращении в Лхасу Ринпоче организовал ряд крупных учений для всего населения, а также раздал большую сумму привезённых денег, чем заслужил всенародное признание.

Завершив эти деяния, Нгаванг Кончок Тенпей Ньима вновь направился на родину в Кхам, в монастырь Пагщо, где начал реставрационные работы и строительство нового монастыря Дропенг Даргьелинг неподалёку. Однако дипломатический талант Ринпоче был настолько востребован, что вскоре ему пришлось вновь совершить несколько поездок в Китай и Лхасу. В 1703 году на 51 году жизни он ушёл в нирвану, оставив после себя множество известных учеников в Тибете, Монголии и Китае, а также огромное множество философских и прочих сочинений, среди которых «Заметки по руководству к практике Великосострадательного Авалокитешвары» и подробные наставления о правилах монастырского поведения.

Седьмое воплощение — Лобсанг Пелден Тенпей Гьялцен

Спустя 5 лет, в 1708 году, в местности Докхам Ривоче (Западный Тибет), в местечке под названием Лаки, обрёл рождение Лобсанг Пелден Тенпей Гьялцен — седьмая фигура в линии тибетских воплощений Ринпоче. Уже по достижении пяти лет он был приглашен на трон монастыря Пагщо, где проводил большую часть времени, иногда выезжая в монастырь Тацак Дечен. Ринпоче без устали осваивал навыки чтения, письма и заучивания текстов, и однажды во время этих занятий в у него было видение бодхисаттвы Манджушри в сопровождении шестнадцати архатов времён Будды Шакьямуни.

Накануне своего 12-го дня рождения Лобсанг Пелден Тенпей Гьялцен отправился в Лхасу, чтобы поступить в монастырь Пелден Дрепунг Гоманг, где стал монахом двух землячеств (канценов) одновременно. Здесь Ринпоче были назначены самые лучшие учителя, от которых он получил множество глубоких наставлений и под чьим руководством он успешно прошёл обучение пяти великим разделам буддийской философии. Во время одной из медитаций Лобсанг Пелден Тенпей Гьялцен смог воочию увидеть Белого Манжушри и обрёл реализацию бесконечной мудрости.

Ринпоче получил обеты полного монаха-гелонга от всеведущего Панчен-ламы Лобсанга Еше. Преподнеся ему статую Будды, Ламрим и шапку пандиты, со словами: «Ты должен взять на себя распространение учения Будды,» — Панчен-лама передал Ринпоче множество тайных наставлений. Позже от Далай-ламы VII Келсанга Гьяцо он получил линию передачи полного собрания сочинений Цонкапы.

 Достигнув вершины среди учёных монахов, Лобсанг Пелден Тенпей Гьялцен множество раз повернул Колесо Дхармы в Центральном Тибете, давая массовые учения. Впечатлённый его деяниями правитель региона Кхам доверил Ринпоче опеку населения в области Чакзам со всеми находящимися неподалеку монастырями. Вместе с другим известным перерожденцем Чангкья Ролпей Дордже он получил от Далай-ламы VII Келсанга Гьяцо посвящение Ямантаки. Это стало причиной их встреч в следующих рождениях.

Находясь в Лхасе большую часть времени, Лобсанг Пелден Тенпей Гьялцен совершил четыре поездки в Кхам, где посетил такие крупные монастыри как Шодо и Дзито. Когда Ринпоче исполнилось 40 лет, Далай-лама VII направил его в Китай, чтобы продолжить дело, начатое его предшественником. В Пекине маньчжурский император попросил Лобсанга Пелдена Тенпей Гьялцена занять пост настоятеля монастыря Юнхенгун. Поскольку в Китае ещё сохранилась память о предыдущем перерождении Ринпоче, и простой люд, и многие чиновники с почтением встретили нового гостя. На время пребывания Ринпоче пришёлся расцвет буддизма в Китае, в чём он сыграл, возможно, ключевую роль. В 1758 году в Китае в процессе дарования учения по тантре Гухьясамаджи в конце фразы: «Поскольку нет реальности, нет и созерцания,» — Ринпоче растворил своё грубое тело в ясном свете пустотности.

Восьмое воплощение — регент Еше Лобсанг Тенпей Гонпо

В 1760 году в месте под названием Пово Малужо региона Кхам обрёл рождение Еше Лобсанг Тенпей Гонпо. Воплощением седьмого Тацака Ринпоче его признал лично Панчен-лама Пелден Еше. По достижении пяти лет Ринпоче по традиции был приглашён на трон монастыря Пагщо. В ходе торжественной церемонии Панчен-лама даровал ему имя Лобсанг Тенпей Гонпо, а настоятель монастыря Джоден — Пелден Драгпа — подготовительные обеты монаха. В двенадцать лет Ринпоче переехал в Кумбум Джампа Линг, где некоторое время обучался основам философии.

Примерно через год Еше Лобсанг Тенпей Гонпо получил приглашение посетить монастырь Долонур во Внутренней Монголии (Китай), где была резиденция его предыдущего воплощения. Там он встретился с маньчжурским императором Чанлунем, а также с Тулку Чангкья Ролпей Дордже, который передал ему монашеские обеты гецула. По возвращении в Тибет Еше Лобсанг Тенпей Гонпо получил от великого Панчен-ламы глубокие наставления по сутре и тантре. Через некоторое время Ринпоче отправился в Центральный Тибет, чтобы пройти полный курс образования в одном из крупнейших монастырей, и в 23 года поступил в монастырь Пелден Дрепунг Гоманг. Его основным учителем стал настоятель дацана — Келсанг Нгодруп.

В Гоманге с первого курса Дуйра (Логика) до завершающей Винаи (Дисциплина) Ринпоче с большим усердием и без устали занимался заучиванием текстов и размышлением над их смыслом, проводя таким образом почти всё своё время. В те короткие перерывы, когда учеба шла не столь интенсивно, Еше Лобсанг Тенпей Гонпо старался получить как можно больше посвящений, передач и наставлений по текстам сутр. Его основными учителями стали Махасиддха Лонгдол Ринпоче Нгаванг Лобсанг, Кункьен Джигме Вангпо и Йонгзин Еше Гьялцен. Полные монашеские обеты гелонга Ринпоче получил от Далай-ламы VII Джампела Гьяцо.

В 32 года Еше Лобсанг Тенпей Гонпо по распоряжению духовного лидера Тибета направился в монастырь Долонур во Внутренней Монголии, где должен был стать его новым духовным главой. Однако события повернулись совершенно иным образом. По пути в Долонур Ринпоче настигло известие о том, что глава правительства Тибета Цемо Линг Номуун Хан скоропостижно скончался, а на его пост был назначен сам Ринпоче. Не имея права отказать, Ринпоче вернулся в Лхасу. В 33 года он был торжественно назначен на должность сикьонга[2].

 В 1792 году Еше Лобсанг Тенпей Гонпо организовал строительство нового монастыря под названием Кунделинг Теншук Чойкорлинг, для возведения которого пригласил из Китая и Непала множество чеканщиков и художников, лучших мастеров своего времени. Успешное выполнение этого проекта стало одной из причин того, что Далай-лама VII передал под покровительство Ринпоче шесть монастырей в Кхаме.

После того, как Далай-лама VIII ушёл в нирвану, для Еше Лобсанга Тенпея Гонпо произошли большие перемены. Ринпоче вошёл в состав комиссии, занимающейся поиском следующего перерождения, а также возглавил Ганден Пходранг (правительство Тибета) в качестве регента Далай-ламы. В течение долгих лет Еше Лобсанг Тенпей Гонпо поддерживал и модернизировал работу правительства, не оставляя при этом свои религиозные обязанности. Суммарно Ринпоче на протяжении 20 лет нёс ответственность за политическое и духовное развитие Тибета: первые 14 лет будучи главой правительства, а затем ещё 6 лет будучи также и регентом. Проводимая Ринпоче политика Белого Знамени, которая была направлена на поддержание порядка и стабильности, принесла ему известность и уважение многих поколений тибетцев. В 1810 году в возрасте 51 года Еше Лобсанг Тенпей Гонпо ушёл в нирвану, оставив после себя три тома фундаментальных сочинений.

Девятое воплощение — Нгаванг Лобсанг Тенпей Гьялцен

1811 год ознаменовался появлением на свет в небольшом местечке Нгеда (область Докхам) Кьябдже Йонгдзина Доржечанга Нгаванга Лобсанга Тенпея Гьялцена. Когда ему исполнилось три года, он был найден и определён как новое воплощение Ринпоче комиссией во главе с регентом Далай-ламы Лунгтоком Гьяцо. В тот же день он получил своё имя, под которым вошел в историю. В возрасте четырёх лет Нгаванг Лобсанг Тенпей Гьялцен был возведён на трон монастыря Пагщо, где некоторое время обучался грамматике и другим базовым дисциплинам.

Спустя семь лет Ринпоче отправился в обитель Учения Будды, Лхасу, и успешно поступил в монастырь Пелден Дрепунг Гоманг. Здесь он последовательно получил монашеские обеты гецула и гелонга от всеведущего Панчен-ламы Тенпея Ньимы. Вникая в каждую тему образовательной программы Гоманга, Нгаванг Лобсанг Тенпей Гьялцен на протяжении многих лет изучал буддийские философские трактаты. В коротких промежутках Ринпоче углублённо занимался грамматикой и литературой, а также старался получить как можно больше посвящений, дженангов и устных передач по сутре и тантре. По окончании обучения он был удостоен высшей учёной степени — геше-лхарамба.

Ринпоче охотно отдавал всё своё время делу укрепления учения Будды всеми тремя дверьми: телом, речью и умом. Ещё на стадии учёбы Нгаванг Лобсанг Тенпей Гьялцен неоднократно совершал поездки на родину в Кхам, где передавал большому количеству людей ванги, дженанги и лунги на буддийские тексты. Кроме того, он множество раз давал монашеские обеты гецула и гелонга. После завершения одного из путешествий в Кхам Ринпоче был назначен коренным учителем Далай-ламы XI Кхедруба Гьяцо в Лхасе. При этом он продолжил распространять и укреплять драгоценное Учение в Центральном Тибете. Оставив после себя множество сочинений, в 1854 году в возрасте 44 лет с удивительными знамениями Ринпоче растворился в ясном свете радужного тела.

Десятое воплощение — Нгаванг Пелден Чокьи Гьялцен

Великий хутухта[3] Нгаванг Пелден Чокьи Гьялцен родился в Южном Тибете, в месте под названием Лхока Ярлунг Тратуг, в 1855 году. Уже в три года он был распознан в качестве ламы-перерожденца и возведён на трон монастыря Кунделинг. Совсем юным, в возрасте пяти лет, он стал монахом Пелден Дрепунг Гоманга, где его коренным учителем был выбран учёный монах Гендун Гьяцо. Под его руководством Ринпоче полностью изучил предметы Дуйра, Прамана, Праджняпарамита, Мадхьямака, Абхидхарма и Виная.

Получив полные монашеские обеты гелонга от держателя трона Гандена Нгаванга Тогме Тензина Гьяцо, Нгаванг Пелден Чокьи Гьялцен прошёл полный курс философского образования, которое завершил в степени геше-лхарамба. Ринпоче вернулся в родной монастырь, где успешно провёл длительное затворничество по Ямантаке. Но и после этого Нгаванг Пелден Чокьи Гьялцен не считал своё обучение законченным: он продолжал получать посвящения, передачи и наставления. Его основными учителями стали бывший наставник монастыря Гьюто Йонгдзин Нгаванг Норбу, Драгри Дорджечанг, Пурчог Йонгдзин, Джангце Чойдже и монгольский Тулку Ганжурва (Кагьюрпа).

В 1875 году, сразу после того как Далай-лама XII Тринле Гьяцо ушёл в нирвану, Нгавангу Пелдену Чокьи Гьялцену пришлось принять на себя должность регента и ответственность за политические и духовные дела Тибета. Выбор пал именно на него, так как ранее перерожденцы Тацака Ринпоче уже отличились на этом посту. Нгаванг Палден Чокьи Гьялцен проделал огромную работу по поиску тринадцатого перерождения Далай-ламы — Тубтена Гьяцо. Найдя его, Ринпоче превосходно организовал интронизацию новой инкарнации и стал его коренным наставником.

Помимо того, на протяжении тех 12 лет, что Ринпоче занимал должность главы правительства, он, в первую очередь, всегда старался как можно сильнее помогать простому народу Тибета, чтобы люди могли жить в благоденствии и достатке. Ради этого Ринпоче не просто трудился, не покладая рук. Общеизвестно, что, когда в Центральном Тибете вспыхнула масштабная эпидемия оспы, Нгаванг Пелден Чокьи Гьялцен провёл специальный ритуал принятия болезни на себя посредством огненной пуджи под названием Лхомсрег, после чего эпидемия стремительно пошла на убыль. До сегодняшних дней можно встретить в тибетском фольклоре популярные строки восхваления этого деяния, которые звучат как: «Тацак Ринпоче избавил народ от черного проклятия».

Однако, после того как одна проблема была решена, за ней последовала другая, не менее серьёзная: в Лхасе подскочили цены на зерно и муку, из-за чего жители испытывали перебои с продовольствием. Нгаванг Пелден Чокьи Гьялцен тут же распорядился открыть все хлебные хранилища, принадлежавшие его лабрангу, и раздавать зерно, вследствие чего цены упали. Подобные шаги, направленные на помощь простым тибетцам, продолжались весь срок его правления.

Тщательно изучив историю Тибета, можно сделать вывод, что из всех перерождений Кунделинга Тацака Ринпоче именно восьмое и десятое воплощения были самыми выдающимися по масштабам пользы, которую они принесли обычным людям. Деятельность Нгаванга Пелдена Чокьи Гьялцена на посту главы правительства подробно изучается в тибетской школьной программе. Она не имела аналогов в более ранней истории Тибета и осталась беспрецедентной по сей день.

Как и предыдущие перерожденцы, Ринпоче был плодовитым писателем, оставившим множество сочинений. Список его деяний был бы ещё обширней, если бы не короткий срок жизни, который выпал на то перерождение. В возрасте всего 32 лет в 1886 году Нгаванг Пелден Чокьи Гьялцен, находясь во дворце Потала, растворил своё тело в ясном свете при множестве удивительных знамений.

Одиннадцатое воплощение — Нгаванг Тубтен Келсанг Тенпей Дронме

В 1888 году в области Чагри Педонг недалеко от Лхасы родился овладевший тайными практиками махасиддха Нгаванг Тубтен Келсанг Тенпей Дронме. Своё имя он получил, когда брал монашеские обеты гецула от Далай-ламы XIII Тубтена Гьяцо. Обучение философии Ринпоче начал по традиции в Пелден Дрепунг Гоманге, где его коренным учителем стал великий геше Лобсанг Донден. Ринпоче обучался наравне с простыми монахами, ежедневно посещая философские диспуты и молебны. С утра до позднего вечера он усердствовал в понимании смысла философских трактатов, осваивая теорию и проводя необходимые созерцания. Ему, одному из немногих, посчастливилось принять участие в показательных диспутах на общем собрании монахов в главном храме монастыря.

Ринпоче успешно защитился на диспутах во время новогоднего молебна Монлам Ченмо, получив звание первого геше-лхарамбы[4]. Нгаванг Тубтен Келсанг Тенпей Дронме стал известен как лучший знаток философии своего времени, и его слава быстро распространилась по всем уголкам Тибета. Полные обеты монаха-гелонга Ринпоче также получил от Далай-ламы XIII и берёг их как зеницу ока, не позволяя себе ни малейшего проступка. Вследствие этого на расстоянии метра-полутора от Ринпоче окружающие ощущали приятный запах сандала. Такого эффекта могут добиться только те монахи, кто наиболее ревностно соблюдает свои обеты. У более чем десяти пандит Нгаванг Тубтен Келсанг Тенпей Дронме получал посвящения, устные передачи на тексты и наставления по ним, после чего и сам начал передавать полученные знания ученикам.

Когда Ринпоче пребывал в Кхаме, китайские войска, перейдя границу, вступили на территорию Кхама и Амдо, нанося большой урон жителям этих местностей. Губернатор региона обратился к Нгавангу Тубтену Келсангу Тенпею Дронме с просьбой о помощи, на что тот охотно откликнулся. Ринпоче провёл эффективный ритуал под названием Тордуб божества Кшетапала. Вскоре бесчинства прекратились, а китайские войска покинули эту территорию в неизвестном направлении. Это ясно продемонстрировало мощь, которой Ринпоче овладел в результате обучения. Не покидая территории Кхама, Нгаванг Тубтен Келсанг Тенпей Дронме даровал желающим обеты разного уровня: от обетов мирян до полных монашеских; дал разъяснения по предварительной и завершающей стадиям практики тантры; а также провёл множество посвящений, дженангов и устных передач. Посвятив всё своё время укреплению Учения Будды, в возрасте 31 года в 1918 году Ринпоче ушёл в нирвану.

Двенадцатое воплощение — Лобсанг Тубтен Джигме Гьялцен

Относительно рождения двенадцатого Кунделинга Тацака Ринпоче два оракула — Нечунг и Гадон — сделали практически одинаковые предсказания. Также похожие пророческие видения узрел в известном озере Лхамо Ла Цо (регион Цанг) великий перерожденец Кангсар Дорджечанг Ченмо. Согласно полученным сведениям, список всех младенцев, появившихся на свет в 1924 году, был передан Далай-ламе XIII Тубтену Гьяцо, который после глубокого анализа сделал вывод относительно перерождения Ринпоче. Его выбор пал на мальчика из населенного пункта Зангри, что располагается в провинции Лхока. Своё имя Лобсанг Тубтен Джигме Гьялцен получил, принимая монашеские обеты гецула у самого Далай-ламы XIII.

Лобсанг Тубтен Джигме Гьялцен поступил в Пелден Дрепунг Гоманг, став учеником Дульва Кенпо Лобсанга Тегчока. Сочетая под его руководством размышление и созерцание, Ринпоче полностью освоил все пять основных разделов буддийской философии. Когда он, как и предыдущее перерождение, получил звание первого геше-лхарамбы, все без исключения от учёных монахов-пандитов до божеств-защитников, которых покорил великий Лотосорождённый (Падмасамбхава), обрадовались этому событию. Ринпоче провёл ещё некоторое время в монастыре, стараясь получить как можно больше посвящений, наставлений и устных передач на тексты. Главным его учителем тогда стал тулку Лхацун Дорджечанг.

В 1952 году на собрании правительства было высказано пожелание направить Лобсанга Тубтена Джигме Гьялцена в качестве полномочного представителя Далай-ламы XIV в составе делегации, направляющейся в Пекин по приглашению правительства Китая. Ринпоче дал своё согласие и встретился с Мао Цзедуном, а также другими высокопоставленными деятелями КНР. На обратном пути он посетил Кхам, где в монастыре Пагщо сделал множество пророчеств относительно грядущих изменений. Он выплатил все векселя и долговые обязательства, скопившееся за время, прошедшее с ухода своей предыдущей инкарнации. В горах в местности Лхока Дева во время практики Белой Тары на настенном изображении этого божества проявился нектар, а на камнях остались чёткие следы ног, различимые и в наши дни, что свидетельствует о проявлении глубоких реализаций мудрости, обретённых Ринпоче.

Затем Лобсанг Тубтен Джигме Гьялцен посетил дацаны Чакзам, Джапу, Лхаванг и Щовадо, где сделал обширные подношения монахам. Во время одного из учений в этих монастырях там проявились признаки присутствия Дордже Шугдена, что крайне обеспокоило Ринпоче. Вернувшись в Лхасу, он направился на аудиенцию у Далай-ламы XIII по этому поводу, а также совершил обширные подношения монахам Дрепунга, Гандена, Сера, Гьюто и Гьюдмеда. Примерно в это же время в Кхаме пребывал Пабонка Ринпоче, совершая визит в монастыри Чамдо и Лходзонг. Узнав об этом, Лобсанг Тубтен Джигме Гьялцен отправил вестников в Пагщо со строгим наказом не принимать Пабонка Ринпоче и сообщением, что не одобряет нахождение Ринпоче в той местности из-за связей с Дордже Шугденом. Кунделинг Ринпоче запрещал своим ученикам его практику.

Совершив безмерные деяния во имя живых существ и Учения Будды, в 1956 году Лобсанг Тубтен Джигме Гьялцен ушёл в нирвану в Индии, в городе Калькутта, по дороге в больницу. Его тело было кремировано в Бодхгае, недалеко от ступы Махабодхи. После кремации остались нетронутые огнём сердце, язык и глаза, а на костях были обнаружены сакральные письмена и изображения божеств. Эти реликвии были отправлены в Тибет, где и ныне хранятся в ступе-реликварии монастыря Кунделинг.

Тринадцатое воплощение — Джецун Тензин Чойки Гьялцен

Ныне здравствующий покровитель Учения — Кьябдже Тацак Джецун Тензин Чойки Гьялцен Пел Зангпо — обрёл рождение в городе Лхаса, 8 числа 12 месяца года водяного кабана шестнадцатого рабджуна по лунному календарю (1983 год). Относительно места и времени рождения Ринпоче государственный оракул Нечунг и оракул Ламо Цамба Дунтоджен независимо друг от друга дали очень похожие пророчества. На основе этих пророчеств и после многократных исследований при помощи духовных практик Далай-лама XIV вынес окончательное решение относительно нового воплощения Кунделинга Ринпоче.

В возрасте десяти лет Кунделинг Ринпоче переехал из Тибета в Страну святых, Индию, чтобы здесь начать полноценное обучение буддийской философии. Его первая встреча с Далай-ламой XIV состоялась 15 апреля 1993 года на севере Индии, в Дхарамсале. В тот же день Его Святейшество в присутствии монашеской сангхи даровал Ринпоче подготовительные монашеские обета рабджуна и неполные монашеские обеты гецула в течении одной сессии. По случаю столь значительного события Далай-лама XIV также лично сочинил для Ринпоче молитву долгой жизни.

Позже в монастыре государственного оракула Тибета, Нечунг Драян Линг, была проведена церемония интронизации нового воплощения Кунделинга Тацака Ринпоче. В ней приняли участие министры и члены тибетского правительства в изгнании, известные ламы-перерожденцы, представители всех основных провинций Тибета, настоятель монастыря Пелден Дрепунг Гоманг — Панчен Отрул Ринпоче, главы землячеств Гунру и Хардонг Гоманг дацана.

В 1994 году, 3 месяца 24 числа по лунному календарю, Кунделинг Ринпоче прибыл на юг Индии в монастырь Пелден Дрепунг Гоманг, где для него уже была построена личная резиденция — лабранг. Его учителем был выбран великий геше-лхарамба Лобсанг Цультрим, занявший на финальных экзаменах первое место среди всех выпускников индийских монастырей со степенью геше. Пригласив своего наставника в лабранг, Тензин Чойки Гьялцен с первого дня начал обучение буддийской философии с самых её основ — c предмета под названием Дуйра. В 1995 году, 1 месяца 13 числа по лунному календарю, в главном храме монастыря Дрепунг прошли церемония интронизации и церемония вхождения Ринпоче в религиозную и философскую жизнь Гоманг дацана, по случаю чего тот день был объявлен праздничным.

Начиная с самого первого курса Кадок Кармар[5], никогда не отлучаясь из монастыря без надобности, Кунделинг Ринпоче посещал занятия и ежедневно получал глубокие наставления от своего коренного наставника Лобсанг Цультрима. Безошибочно осмысливая и глубоко анализируя, Ринпоче вникал во все тезисы буддийской философии, оттачивая понимание особо трудных и спорных мест на диспутах. Он старался вести диспуты с лучшими оппонентами, чтобы извлечь наибольшую пользу.

Ринпоче использовал каждый день, включая выходные, для совершенствования понимания и логики. В перерывах между семестрами с усердием изучал историю, поэзию и литературу Тибета, грамматику тибетского языка. Кроме того, он осваивал иностранные языки. В 2004 году, 3 месяца 3 числа по лунному календарю, в Дхарамсале Ринпоче принял у Далай-ламы XIV полные обеты монаха-гелонга.

Закончив курс Праджняпарамиты, Тензин Чойки Гьялцен успешно выдержал проверку полученных знаний в ходе недельных диспутов и устроил вместе с однокурсниками большой праздничный молебен Парчин Дуйсан для всех монахов монастыря Гоманг. Помимо этого, Ринпоче принял участие в показательных диспутах по трудным местам четвертого раздела Парамиты на общем собрании монахов, где его оппонентом стал сам Йонгзин Линг Ринпоче.

Далее Тензин Чойки Гьялцен продолжил своё образование изучением Мадхьямаки, Абхидхармы и Винаи, без устали анализируя смысл, заключённый в текстах этих разделов. По окончании каждого курса Ринпоче неизменно удостаивался высшего балла и наград за почётные позиции по результатам экзаменов. Ринпоче каждый год принимал участие в диспутах, посвящённых выпуску новых геше монастыря Гоманг. В ходе этих диспутов он никогда не задавал вопросы, связанные только с игрой слов. Вопросы Ринпоче были проникнуты глубоким смыслом, он всегда придерживался основной линии спора, не тратя время на шутки. Его логическая цепочка была всегда ясна и связна, украшена высказываниями и логическими заключениями великих пандитов, цитатами из сутр. Монахи, когда-либо наблюдавшие за Тензином Чойки Гьялценом на площадке для диспутов, были единодушны в высокой оценке его способа ведения диспута.

Его Святейшество Далай-лама XIV указал Тензину Чойки Гьялцену подходящий момент для начала изучения тантр Калачакры, Гухьясамаджи, Чакрасамвары, Ямантаки и Шестнадцати капель Кадам на основе принятия посвящений этих божеств. Помимо того, он рекомендовал Ринпоче стараться получить как можно больше дженангов, тайных линий передач, устных наставлений на тексты сутры и тантры — в первую очередь на восемнадцать коренных текстов Ламрима.

В 2006 году возле города Виджаявада, где Будда когда-то впервые дал посвящение Калачакры, в месте по-тибетски называющемся Дрепунг Чортен, Далай-лама XIV тоже провел обряд посвящения в эту тантру. В ходе церемонии Тензин Чойки Гьялцен от имени правительства Тибета в изгнании Ганден Пходранг поднёс Его Святейшеству пуджу долгой жизни. Примерно через год, в ноябре 2007 года, более обширный ритуал для Его Святейшества был проведен в Дхарамсале от имени традиционных буддийских республик России — Бурятии, Калмыкии, Тувы, — а также от имени монгольских представителей. На ритуале собралось более 5 тысяч человек, в том числе более 500 паломников. По поручению Богдо-гегена Тензин Чойки Гьялцен снова был ведущим пуджи, великолепным проведением которой усилил веру в сердцах присутствующих.

В соответствии с наставлениями Далай-ламы XIV Ринпоче не стоял на строгих гелугпинских позициях, а придерживался несектарного подхода. Он получил у главы школы Сакья, Сакья Тринзина Дорджечанга Ченгбо, линию передачи ста посвящений, которая стала исключительно редкой в школе гелуг. Таким образом, Тензин Чойки Гьялцен не только восстановил почти утраченную линию передачи, но и укрепил дружбу между двумя тибетскими буддийскими школами. Помимо этого, Ринпоче получил множество посвящений и наставлений от таких известных деятелей, как Ганден Трипа Ризонг Ринпоче (глава школы Гелуг и монастыря Ганден), Дрепунг Трипа Тенпа Тензин (глава монастыря Дрепунг), Сера Мей Кенсур Тритул Ринпоче (бывший глава монастыря Сера Мей).

Непрерывно изучая великое множество буддийских трактатов по пяти разделам философии, сутре и тантре, Ринпоче в какой-то момент подошёл к концу своего обучения. По завершении последнего курса в 2013 году он получил звание геше, безупречно защитившись на экзаменационных диспутах. Таким образом, он выполнил пожелание Его Святейшества относительно своего философского образования. По случаю получения звания геше Ринпоче даровал обширные подношения монахам трёх великих монастырей: Дрепунг, Ганден и Сера, — а также монастырей Гьюдмед, Намгьял, Гадон, Нечунг Драян Линг и землячеств, имеющих отношение к его предыдущим перерождениям.

С 2014 года Тензин Чойки Гьялцен  в течении года осваивал тантру Гухьясамаджи в монастыре Гьюдмед, пользуясь фундаментальными текстами самой тантры и более поздними комментариями к ней, а также получая наставления квалифицированных учителей. Там же Ринпоче прослушал курсы по садханам Чакрасамвары, Ямантаки и Калачакры, а в качестве дополнения к основной программе осваивал тантрические ритуалы. Таким образом, весь кладезь знаний по сутре, которым обладал Ринпоче, обогатился полным набором сведений относительно тантры.

Так как Тензин Чойки Гьялцен не просто прослушал и обдумал в общих чертах философию буддизма, а постоянно прилагал усилия к практическому их воплощению, ему удалось обрести ключ к самой глубинной сути учений Дже Цонкапы и Гунчен Джамьянг Шепы. Непрерывно изучая Дхарму, Ринпоче добился единственно верного и безошибочного понимания окончательного смысла великого числа сутр и тантр. Благодаря безупречному поведению и нравственности, он смог беспрепятственно реализовать полученные знания на практике.

Ринпоче много раз принимал участие в совместных дискуссиях между известными западными учёными и современными буддийскими пандитами, где задавал острые вопросы по теме соприкосновения нынешних эмпирических и традиционных буддийских знаний. По поручению Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Чойки Гьялцен много раз посещал Россию, Монголию, Европу и Гималайские регионы Индии, где даровал обширные учения и посвящения, всегда придерживаясь одной цели — укрепить буддийское учение в этих странах и регионах. Исполняя надежды верующих, Ринпоче наполнял и будет наполнять нектаром Дхармы их сердца.

Так пусть же пребудет знамя глубокой традиции драгоценного Учения Будды на Земле бесконечно.

[1]    Имеется три вида монашеских обетов: подготовительные — рабджуна, неполные — гецула, полные — гелонга

[2]    Буквальный перевод — защитник государства

[3]    Один из высших титулов духовенства Монголии

[4]    Получил наивысшую оценку

[5]   «Цвета белый и красный» — название первого раздела предмета Дуйра (Логика)


 

 

Comments are closed.