Описание ритуалов

Во время построения мандалы монахи из монастыря Дрепунг Гоманг также проводят молитвы и ритуалы.

Утренние молитвы (медитации).
Обычно в ходе этого получасового молебна монахи обращаются к Прибежищу, читая «Тройную Ежедневную» молитву, делают Гуру-йогу «Сто Божеств Тушиты» (Ганден Лхагьяма), затем читают «Сутру Сердца Праджняпарамиты», восхваление Двадцати Одной Тары, читают обращение к Белозонтичной Таре для устранения препятствий, обращение к Махакале и другим Защитникам.

Ритуал «Серджем». Ритуал будет проводиться ежедневно. Этот ритуал – подношение золотого пития Защитникам. В ходе ритуала монахи обращают свои молитвы к основным  Божествам-Охранителям – просветлённым Махакале, Каларупе, Палден Лхамо и Дамчену и их просят даровать защиту и покровительство присутствующим, а также всем живым существам Вселенной.

Ритуал Кангсол, привлекающий защиту Чёрного шестирукого Махакалы
Ритуал привлекает защиту Чёрного шестирукого Махакалы, Зашитника Дхармы, имеющего особую связь с монастырем Дрепунг Гоманг и являющегося главным Защитником монастыря. Практики, связанные с ним, в течение уже нескольких веков изо дня в день проводятся в монастыре Дрепунг Гоманг. С целью устранить препятствия к процветанию монастырских традиций изучения, размышления и медитации, каждый год все монахи принимают участие в трёхдневном ритуале Стотысячного Подношения Торма Махакале. Махакала, как и Палден Лхамо, — это внемирской, т.е. просветленный защитник и, по сути, он является буддой. Поэтому опора на Махакалу в духовной практике, несомненно, станет причиной обретения состояния будды. Если же устремление к достижению состояния будды нельзя назвать нашей целью в данный момент, в любом случае, искреннее обращение к нему в течение ритуала поможет осуществить наши благие начинания и устранить жизненные преграды.

Ритуал Кангсол, привлекающий защиту богини Палден Лхамо (Шри Деви).
Ритуал, привлекающий защиту легендарной Хранителницы Дхармы и чрезвычайно гневной эманации богини Сарасвати, принявшей этот облик для покровительства и защиты Учения от врагов. Наряду с Махакалой, Палден Лхамо является главной Защитницей в тибетском буддизме. Она — единственное женское божество среди группы Восьми Защитников Дхармы. Кроме того она является особой защитницей столицы Тибета — Лхасы и линии Далай-лам.  Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим Защитникам помогают устранить преграды к достижению наших благих целей — как духовных, так и мирских, нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил.

Ритуал подношения торма Каларупе “Другчума”.
Это ритуал, с помощью которого обращаются за защитой к Каларупе (Чогьелу) — одному из главных Дхармапал школы Гелуг и защитнику из свиты Ямантаки. Будда Мудрости Манджушри являет множество эманаций согласно чаяниям живых существ, и Каларупа относится к его гневным проявлениям. Супруга Каларупы – Чамуди является грозным проявлением богини Сарасвати. Их свирепый облик и атрибуты (например, ваджрная дубинка в руке Каларупы) призваны отразить все внешние и внутренние препятствия на пути существ, устремлённых к добродетели. В целом, этот ритуал посвящён пятнадцати Защитникам Сторон со свитами, которые пребывают в мандале Ваджрабхайравы. В ходе «Другчумы» произносятся слова покаяния перед ликом Защитников, подносятся дары, Защитников просят прибыть и оказать нам покровительство, устранив всё, что препятствует на пути Дхармы.

Ритуал Рабне – освящение изображений Будд, Идамов и других Божеств.
Если у Вас имеются неосвящённые изображения или статуи божеств, и Вы не можете сделать сами данный ритуал, следует принести их в этот день. В ходе этой церемонии, монахи приглашают всех будд, бодхисаттв и остальных пробуждённых  божеств прибыть, войти и оставаться в освящаемых предметах, тем самым, как бы «оживляя» их. Действенность этого ритуала сильно зависит от совершающего его индивида, поэтому обычно, при первой представившейся возможности, миряне обращаются к своим Учителям, Ринпоче и к полностью посвящённым монахам с просьбой освятить имеющиеся изображения. Считается, что если священные предметы не были «оживлены» и хранятся в доме неподобающим образом, духи препятствий и другие вредоносные силы могут войти в них и, оставаясь там, приносить нам несчастье. Кроме того, можно освятить чётки, амулеты и любые из «опор пребывания» Тела, Речи и Ума Будд.

Ритуал Мандал Шива – четырёхчастное подношение мандалы богине Таре. Этот мощный ритуал посвящён Зеленой Таре – олицетворению деятельного сострадания всех Будд. Её называют матерью всех будд прошлого, настоящего и будущего, что символизируют плод, цветок и бутон лотоса, который Тара держит в левой руке. Особенность Тары состоит в том, что она помогает существам вне зависимости от их религиозной принадлежности и степени «духовности» целей, достаточно лишь того, чтобы цели эти были благими и наличествовала вера в  благословение и силу Тары.  В тантрических текстах сказано, что в ответ на молитвы, обращённые к Зелёной Таре, она способна даровать быстрое выздоровление, устранение препятствий, обретение благополучия, усиление жизненной энергии, отвращение вредоносного воздействия врагов, злобных духов, дурного глаза, порчи, устранение следствий плохих снов, дурных предчувствий.

Тара помогает обретению продолжительной жизни, благополучному разрешению рожениц, примирению семейных конфликтов. Поскольку Тара является воплощением благой активности, она незамедлительно отзывается на молитвы всех страждущих и помогает осуществлению всех благих начинаний. Во время ритуала монахи четырежды поднесут Таре все богатства и красоты Вселенной, олицетворяемые мандалой, и посвятят свои заслуги на благо всех существ.

В день ритуала рекомендуется воздержаться от мяса, яиц, чеснока, редиса, сырого лука, алкоголя и табака.

Ритуал Ян Гук Белого Махакалы
Ритуал привлечения богатства и всего желаемого. Ритуал Ян Гук создаёт причины обретения внутреннего и внешнего богатства как в этой, так и будущих жизнях, способствует удаче в делах, касающихся увеличения благосостояния.

Белый Махакала, в форме, которая называется «Драгоценность, исполняющая желания» — это одна из 72 форм Махакалы. Благодаря своему состраданию он устраняет духовную и материальную нищету существ, убирает все преграды к достижению желаемого. Практика Белого Махакалы помогает избавлению от любой нужды, будь то нужда в богатстве, в друзьях и помощниках, а главное – избавляет от нехватки духовной реализации на благо других.

Для подношения Махакале Вы можете принести с собой немного «белых» даров: молоко, фрукты, орехи, конфеты в золотых обёртках, круглое печенье, сок и т.п.

Если Вы являетесь обладателем драгоценного сосуда-бумпы, обязательно принесите его с собой, поскольку в ходе ритуала пополняется его благая энергия.

Ритуал омовения Туйсол.
Омовение помогает очистить кармические загрязнения, в том числе, связанные с осквернением, нанесённым духам местности. Во время омовения каждый участник через монахов делает подношение божествам и кармическим кредиторам. При должной силе визуализации, духи, связанные с нами кармической связью, получают подношение и насыщаются, тем самым мы очищаем свои кармические долги и избавляемся от болезней, вредоносных воздействий, осквернений ума и тела, препятствий, чинимых демонами, неудач и т.п.

После очищения и удаления препятствий в ходе ритуала создаётся ваджрная защита, которая призвана охранить человека от подобного вреда в будущем. Многие люди отмечают благое воздействие этого ритуала на всех уровнях: как на душевном и эмоциональном, так и на физическом.

Ритуал Будды Медицины.
Согласно «Сутре Гуру Будды-Целителя», в бытность свою бодхисаттвой, перед тем, как стать истинно Просветлённым в чистой земле Вайдурьянирбхаса, Будда Медицины совершил двенадцать особых молитв-устремлений:
— после достижения полного Просветления освещать своим сиянием бесчисленные миры, ведя существ к такому же просветлённому состоянию;
— чистым лазурным светом пробуждать сознание существ, пребывающих во тьме;
— мудростью и умелыми методами обеспечивать существ необходимым материальным достатком;
— направить придерживающихся ложных воззрений и приверженцев Малой Колесницы на путь Бодхисаттв;
— помогать тем, кто соблюдает нравственность; даже те, кто нарушил обеты, лишь услышав его имя смогут очиститься;
— слышание его имени исцелит врождённые и приобретённые болезни тела и ума;
— услышав его имя, исцелятся те, кто беспомощен, лишён лекарства и врача;
— страдающие из-за рождения женщиной, смогут переродиться в мужском теле;
— он будет помогать существам не стать приверженцами ложных воззрений;
— будет помогать всем подвергающимся гонениям;
— слышание его имени избавит от страданий голода и жажды;
— те, кто лишён одежды и поэтому страдает от холода или укусов насекомых, обращением к нему избавятся от этих страданий.

Итак, Бодхисаттва, давший эти обеты, стал Буддой Медицины и теперь посвящённая ему практика медитации, чтение мантры и даже простое произнесение его имени являются чрезвычайно мощными методами избавления от болезней и очищения дурной кармы. Не только душевные, но и телесные недуги – это следствия трёх омрачений: страсти, гнева и неведения. Практика Будды Медецины нацелена на  избавление от всех страданий, порождённых 84000 видами омрачений. Его мантра увеличивает исцеляющую силу лекарств. Тем, кто занимается врачеванием, она дарует особое благословение, способствует развитию сострадания и повышению уровня врачебного мастерства.

В день ритуала желательно не употреблять в пищу мясо, яйца, чеснок, редис, сырой лук, алкоголь и табак.

 

Молебен по усопшим “Монлам нам гье”.
Как только умирающий покидает этот мир, он попадает в промежуточное состояние – «бардо». Это состояние состоит из нескольких стадий и, в подавляющем большинстве, переживания и опыт существа в бардо пугающи и мучительны. Подобно путнику, отправившемуся в незнакомую и опасную местность, сознание, покинувшее своё прежнее тело, нуждается в помощи, которой для него будет являться энергия благих заслуг и благословение Пробуждённых. Чтение особых молитв, изречённых самим Буддой и правильное посвящение заслуг оказывают поддержку покинувшим этот мир, особенно тем, кто пребывает в бардо в данный момент (т.е. со дня его ухода не прошло 49 дней). Во время ритуала зачитываются имена умерших, и всё благо, что было накоплено этими молитвами, посвящается каждому из них, а также всем остальным существам, находящимся между смертью и новым рождением.

Подношение цог и гуру-йога «Лама-Чодпа».
Подношение цог или ганапуджа – это особый тантрический ритуал в ходе которого, практикующий, визуализируя себя божеством-йидамом, а весь мир и населяющих его существ – чистыми землями и их обитателями, очищают и благословляют субстанции подношения, преобразуя их в нектар. Подлинное значение цога – нераздельность блаженства и пустоты, объединение метода и мудрости, поэтому субстанции вкушают с чистыми помыслами и с чистым восприятием. Если мы пока не способны ощутить подобные переживания, по крайней мере, можем представить, что переживаем их. Сущность цога — поднесение этого опыта, переживаемого в облике гуру-йи. Цог – это метод для обретения сиддхи, восстановления самай и тантрических обетов, устранения препятствий в практике. Регулярное совершение данного ритуала особенно важно для тех, кто получал посвящения уровня Аннутарайога-тантры. На цог вы можете принести любые дары: фрукты, печенье, конфеты, и т.п., в общем, всё, что любите сами. Эти подношения станут субстанцией цога, а после ритуала вы сможете забрать их домой.

Освящение Мандалы
Призывание йидама – божества в его дворец, в котором он будет пребывать до разрушения мандалы. С этого момента особенно полезно совершать обхождение вокруг мандалы. Каждый, кто видит мандалу, обходит по часовой стрелке, совершает подношения, обретает огромные духовные заслуги. Чтобы этот благой потенциал впоследствии не иссяк, очень важно совершать посвящение заслуг. Мы можем посвятить эти заслуги своему благополучию, здоровью и благосостоянию своей семьи и друзей, но гораздо более действенным и плодотворным станет посвящение заслуг освобождению от страданий как можно большего количества существ. Если мы завершаем наше благое дело молитвой о благе всех существ, это уподобляется капле воды в океане. Малое добро, быстро иссякнет, высохнет, как одна капелька воды легко высыхает на солнце, и, напротив, находясь в океане заслуг — счастье всех существ, будет пребывать вечно и станет одной из причин достижения нами состояния будды.

Ритуал устранения препятствий Гьябши.
Во время ритуала Гьябши монахи обращаются к Будде Шакьямуни с молитвой, прося благословить духов, препятствующих нам, прежде чем отправить их прочь. «Гьябши» означает «Четыреста подношений»: во время ритуала, монахи отвращают препятствующие силы, предлагая им в дар 100 светильников, 100 яств, 100 цаца и 100 «луд-торма». Гьябши проводится, как правило, только в очень тяжёлых случаях, таких как серьёзные заболевания, обстоятельства, которые могут представлять опасность для нашей жизни, крупные финансовые или юридические проблемы, физические угрозы и подобное.

Ритуал «Часум»
Часум – это ритуал подношения торма дэвам, нагам, асурам, претам и другим существам. Ритуал  проводится в целях избавления человека от их вредоносного воздействия. Эти существа часто вторгаются в нашу жизнь, вызывая различные проблемы, болезни, неудачи, потери и препятствия. Проведение ритуала помогает умиротворить этих существ.

Ритуал «Джабту»
Если человека одолевают болезни, неудачи и упадок сил, это показатель ослабления или загрязнения его жизненной энергии. Общий метод преодоления подобной проблемы заключается в ее очищении и восстановлении.
Ритуал омовения и защиты Джапту наиболее эффективен, это прямое очищение сиянием божеств через поднесение им торма, произнесение их мантр и дхарани. Ритуал заключается в порождении определенного божества в сосуде с водой и наделение этой воды очистительной силой, с дальнейшим ее выливанием ее на очищаемого. Чтобы иметь подобную способность, совершающему обряд необходимо иметь посвящение этого божества, передачу на его мантру, а также проведение затвора, в ходе которого начитывается 100 000, 400 000 или 1000000 повторений мантры. Это позволит притягивать и концентрировать силу божества в одном месте.

Существуют разные виды обряда Джабту, связанные с разными божествами, так как помимо очищения энергетики, возникает необходимость устранения и других проблем. Избавиться от кармических загрязнений, провокаций и нападений духов местности хорошо помогает омовение с помощью Ваджравидараны (Дордже Намджом). Лама, проводящий ритуал, проводит порождение божества в сосуде, начитывание мантры, притягивание энергии из 10 сторон света и растворение ее в воде. После чего, само божество, в виде джнянасаттвы, возвращается в свои обители, а его образ самаясаттва, сливается с водой. Во время основной части обряда, произносят мантру божества и наливают на макушку головы освященную воду из сосуда бумпы, дополняя словами очищения. Очищающийся должен представлять, что его тело заполняется нектаром и каждая клеточка его тела очищается от всей дурной энергетики и негатива, от воздействий извне, от энергетических блоков и болезней. В конце ритуала ставится защита, покрывающая тело нерушимым энергетическим панцирем. Произносятся слова истины и закрепления. На этом, ритуал считается завершенным. Признаки успешного ритуала — ощущение легкости в теле, ясности в уме; обретение спокойствия, уверенности; улучшение самочувствия, здоровья.

Ритуал долголетия «Намгьел Цечог».
Этот ритуал продления жизни делается с опорой на Ушнишавиджаю (тиб.: Намгьелма) – богиню, которая, как считается, пребывает на особой выпуклости на макушке головы Будды (ушнише). Ушнишавиджая, наряду с Буддой Амитаюсом и Белой Тарой, является одним из трёх главных божеств долгой жизни. В ознаменование этого, в одной из своих многочисленных рук она держит сосуд с нектаром бессмертия. Практики Ушнишавиджаи и повторение её мантры особенно эффективны для преодоления препятствий к долголетию, очищения результатов неблагих деяний и  для помощи всем существам, страдающим тяжёлыми заболеваниями. Она также защищает от восьми видов страха и от рождения в нижних мирах.
Так как Ушнишавиджая символизирует просветлённую мысль Будды, её изображения часто помещают в центре ступы.

Це-ванг – посвящение долгой жизни Белой Тары.
Белая Тара – это одна из разновидностей богини Тары, воплощение благой активности всех будд в сфере продления жизни. Она имеет семь глаз — по одному на каждой ладони и ступнях, а также во лбу, что символизирует всеведение и то, что она способна узреть страдания существ во всей Вселенной. Белая Тара является целительницей и дарует удачу, в древних тибетских текстах она упоминается как «йид-шин кхорло» — «Чакра исполнения желаний». Посвящение Белой Тары способствует укреплению здоровья, долголетию и удалению угроз жизни, помогает людям восстановить и укрепить жизненные силы, ослабленные болезнями, стрессами и различными негативными воздействиями. Практика Белой Тары способствует устранению препятствий и здоровью тех, кто хочет продлить свою драгоценную человеческую жизнь на благо других. Присутствие на ритуале благоприятно для всех присутствующих: настроены ли мы действительно получить посвящение, или просто воспринимаем это действо как благословение. Хотя мантру Тары можно читать и без передачи, Цеванг даёт право на практику Тары в гораздо большем объёме, повышает эффективность читаемых мантр, садхан и других практик, связанных с Тарой, помогает очистить негативную карму и накопленные нарушения, как начинающим, так и опытным практикующим. В ходе посвящения раздадут благословенные пилюли долгой жизни. Вы можете также принести с собой на ритуал подношения Белой Таре. Для подношения годится любая «белая» вегетарианская пища: сладости, фрукты, орехи, молочные продукты, т.е. продукты, не содержащие мяса, крови, яиц, алкоголя, лука и чеснока.

В день ритуала рекомендуется воздержаться от мяса, яиц, чеснока, редиса, сырого лука, алкоголя и табака.

Разрушение Мандалы
Разрушение мандалы — особый ритуал, смысл которого — подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего, помочь нам устранить привязанность к внешней форме. Всё в этом мире подвержено разрушению, и мандала — не исключение. Ритуал разрушения — это редкая возможность задуматься о бренности бытия. Прочувствовав это на глубинном уровне, мы перестанем увлекаться красивыми «картинками» сансары. Это послужит толчком для устремления к истинному знанию. Прежде, чем разрушить мандалу, монахи попросят йидама-божество, который пребывал в этом дворце с момента его освящения, вернуться в свою небесную обитель. Когда божество покинет мандалу, она будет разрушена. Оставшийся песок мандалы, благословлённый многодневными ритуалами, обладает колоссальной благой силой. Эта мощная энергия, согласно Учению буддизма Махаяны, должна быть направлена во благо всему живому. По традиции монахи отправятся к Москве-реке, чтобы поднести часть песка в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословение по всему миру — ведь вода поднимается ввысь в виде облаков, облака разносятся ветром по свету и проливаются благословенным дождём, очищая окружающий мир и всех его обитателей. Оставшаяся часть песка будет рассыпана по пакетикам и роздана гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно затем хранить дома на алтаре, в любом другом чистом и высоком месте, поднести его земле, чтобы были обильными урожаи или положить в фундамент при построении дома. Те, кто изо дня в день следил за кропотливой работой монахов, а затем присутствовал на разрушении мандалы, испытывают особенно сильные чувства. Эти переживания навсегда останутся в душе, ибо в этот день им посчастливилось увидеть в действии буддийское учение о непостоянстве и непривязанности.