Четыре печати Буддизма
Воззрения, которые лежат в основе всех Учений Будды.
Причиной возникновения религий служит импульс людей к стремлению быть счастливыми и пониманию того, что одними только внешними благоприятными условиями мы не можем достичь счастья, что нужно работать над своим умом, над своим внутренним миром. Таким образом, в основе любой религиозной традиции лежит мировоззрение, то есть система философских взглядов. При этом все религии учат не причинять вреда другим и совершать благие деяния - все они опираются на сострадание.

В Буддизме в основе концепции о сострадании за основу берется воззрение о взаимозависимости всех явлений и причинно-следственной связи, это отличает буддийскую философию от других религиозных традиций. Кроме того, в Буддийском Учении говорится о таком сострадании, которое охватывает всех живых существ, населяющих все шесть миров Сансары, и оно стремится избавить их от всех видов страданий.

Если говорить о последователе буддийских взглядов, то в текстах говориться, что это индивид, который придерживается четырех печатей буддийского воззрения.
Здесь необходимо пояснить тибетское слово "друптамава", что означает приверженца определенных воззрений. Слово "друпта" означает окончательный вывод, а "друптамава" это человек, который в ходе анализа каких-то воззрений пришел к какому-то выводу, в результате чего у него сформировалась система взглядов, на которую он опирается.

Когда мы говорим об определении буддиста, то это человек, который на основе слушания буддийского Учения провел анализ и в конце концов пришел к окончательной точки зрения, такой индивид опирающийся на буддийское воззрение, называется буддийским друптамаваой.

Таким образом, подобно тому как ученые должны хорошо знать аксиомы предмета ими изучаемого и опираться на них, так и последователи буддийских воззрений должны опираться на эти четыре печати.

Из Учений досточтимого Кунделинга Ринпоче в Элисте в 2017г.

Четыре печати таковы:
1. "Все составные явления непостоянны"
Все обусловленные явления, то есть возникшие из собрания причин и собрания условий, меняются каждое мгновение и процесс этих изменений ни останавливается ни на мгновение.
2. "Все загрязненные явления - есть страдание"
Все загрязненные явления, то есть все непостоянные явления возникающие в силу омрачений (клеш), порождают страдание: внутреннее переживание страдания и внешние явления и условия.
3. "Все явления лишены самобытия, бессамостны"
Существование личности и/или феноменов опирается на собрание причин и условий, поэтому оно лишено самобытия, то есть оно лишено независимого существования.
4. "Нирвана есть покой"
Мудрость постигающая отсутсвие самобытия всех явлений, избавляет от неведения (причины возникновения страданий) и тем самым достигается освобождение, то есть нерушимый покой.