О Монастыре
История Гоманг Дацана
Палден Таши Дрепунг Гоманг Дацан был основан в 1416 году, он стал первым семи факультетов университетов-дацанов монастырского комплекса Дрепунг. Основатель Дрепунга Джамьянг Чойдже Таши Палден - один из ближайших учеников великого Дже Цонкапы. В настоящее время восстановлены только три факультета: Нгагпа, Гоманг и Лоселинг.

Таши в переводе с тибетского означает «благоденствие», а Гоманг — «многодверный». Благоденствие — это процветание Дхармы и наличие в монастыре всех необходимых условий для достижения Пробуждения. «Многодверный», так как сотни врат ведут к этому благоденствию, и посредством всего разнообразия методов, вступая на путь через множество врат, монахи обретают глубокое понимание Дхармы.

Согласно другому объяснению, такое название монастырь получил благодаря монахам, которые постигли пустоту и поэтому могли входить в храм и покидать его прямо сквозь стены, словно через множество открытых дверей.

Многими видными учителями, философами, йогинами, достигшими высоких духовных реализаций, знаменит монастырь. Среди них Кункьен Джамьянг Шедпа, Гунтанг Тенпей Дронме, Халха Джецун Дампа Ринпоче, Чангкья Рольпей Дордже, Тагцаг Джедрунг Ринпоче и великое множество других.

Гоман Дацан прославили и наши соотечественники – калмыцкие, бурятские и тувинские ламы: наставник и советник 13-го Далай-ламы цанид-кхенпо Агван Доржиев (1854-1937), Кенсуры Агван Нима (1907-1990), Галсан Легден, Нгаванг Лобсанг, которые были настоятелями Гомана, Тубден Нима занимавший пост настоятеля Дульва Дацана Дрепунга, геше Вангьял и другие.
Согласно преданию, Джамьянг Чойже по просьбе и благословению своего учителя Дже Цонкапы отправился искать подходящее место для создания нового монастыря. В поисках такого места он достиг горы Гепель Ри, расположенной к северу от Лхасы, столицы Тибета, и заночевал у её подножия. Под утро он увидел во сне ясные знаки: если основать монастырь на вершине этой горы, то в нем будет много учёных и монахов, которые достигнут высоких реализаций, однако сама обитель будет испытывать большой недостаток материальных средств. Если заложить его у подножья горы, то очень мало учёных появится в нём, зато сам монастырь будет очень богатым. Если же построить монастырь посередине, то всего будет поровну. Проснувшись, Джамьянг Чойдже принял решение построить монастырь посередине горы.

При освящении первого храма, Сангха Дрепунга состояла всего из семи монахов. По числу тех первых семи монахов появилось семь университетов-дацанов, которые все вместе составляют один большой монастырский комплекс Палден Дрепунг. Население монастыря стало быстро расти, и в зените своей славы он насчитывал около 12000 монахов. Гоманг Дацан появился первым из семи факультетов. Изначально, целью его создания послужило более глубокое изучение и сохранение сутр Праджняпарамиты, содержащих учение о пустоте всех дхарм – глубинное воззрение Мадхьямаки и, в скрытом виде, все методы и этапы, которые обычное существо проходит на пути к состоянию Будды. Позже в нем стали изучать Абхидхарму, Праманавартику и Винаю, а также тибетскую грамматику и поэзию. Со дня своего основания, Гоманг стал одним из важнейших образовательных центров Тибета.

В 1959 году монастырь Дрепунг насчитывал более 10000 монахов (по другим данным – около 15000) и на тот момент 5500 из них были насельниками Гоманг-дацана.
Цепь трагических событий конца 50-х годов прошлого века привела к оккупации Тибета Коммунистическим Китаем. Духовному и светскому лидеру Тибета Его Святейшеству Далай-ламе XIV пришлось покинуть родину. Около 100 тысяч тибетцев ушло в изгнание вместе с ним, и во все последующие годы число вынужденных переселенцев неуклонно росло.

Чтобы сохранить национальную культуру, историческое наследие и, самое драгоценное – буддийскую Дхарму, тибетское правительство в изгнании начало воссоздавать монастыри, школы и библиотеки на территории Индии. В конце 1959 года в местности Букса, что в штате Западная Бенгалия, появился лагерь тибетских беженцев, где было организовано обучение для всех тибетских монахов. В то время община Гоманга в изгнании насчитывала сто с небольшим человек, настоятелем дацана был избран геше Нгаванг Лобсанг родом из Калмыкии. Бытовые условия в которых жили беженцы, а также непривычный для них жаркий климат, стали причиной высокой заболеваемости и смертности среди тибетцев. К 1969 году, когда индийским правительством было выделено 17 гектаров земли для постройки монастыря в Мундгоде (штат Карнатака), численность монахов дацана составляла 63 человека. Тяжёлыми были первые годы обустройства на новом месте: монахи, расчистив в непроходимых джунглях участок для строительства монастыря, днём трудились на стройке и в полях, а по вечерам учились, невзирая на нестерпимую южную жару, проливные дожди, крайнюю скудость рациона, болезни и многие другие трудности. Казалось бы, восстановление такой обители – непосильная задача для нескольких десятков человек, однако, благодаря неустанному труду, вере и стремлению сохранить и преумножить Дхарму, уже через четыре года со дня начала строительства, им удалось возвести здания, необходимые для функционирования монастыря и полностью восстановить учебный процесс.
История монастыря Дрепунг Гоманг
Гьелцанг Ринпоче

История монастыря Дрепунг Гоманг
Гьелцанг Ринпоче

Настоятель Монастыря
Административный порядок монастыря не претерпел больших изменений, как и раньше в Тибете, высшим официальным лицом является настоятель монастыря.
Действующий настоятель
Геше-лхарамба Джигме Гьяцо был утверждён Его Святейшеством Далай-ламой на посту 81 Настоятеля Дрепунг Гоманга 2021 году.
Ключевые моменты:
  • срок пребывания на посту Настоятеля Гоманга – 6 лет
  • выборы проводятся из числа наиболее опытных геше путём всеобщего голосования
  • список избранных кандидатов представляется Его Святейшеству Далай-ламе через Департамент по делам религии и культуры Правительства Тибета в изгнании
  • Кхенпо Ринпоче - действующий настоятель
  • Кхенсур Ринпоче - бывший настоятель

ЧИТАТЬ БИОГРАФИИ НАСТОЯТЕЛЕЙ
Линия Настоятелей
Палден Таши Дрепунг Гоманг Дацана
  • - 21 век -
    81. Джигме Гьяцо (с 2021)
    80. Лобсанг Гьелцен (2015-2021)
    79. Ёнтен Дамчо (2009-2015)
    78. Лобсанг Самтен (2003-2009)
    77. Цультрим Пунцог (1995-2003)
    XXI
  • - 20 век -

    76. Лобсанг Тенпа (1989 – 1995)
    75. Тенпа Гьелцен (1986 – 1989)
    74. Цультрим Гьяцо (1983 - н/д)
    73. Келсанг Табкье (1980 – 1983)
    72. Агван Нима (1978 – 1980)
    71. Тенпа Тензин (1968 - н/д)
    70. Нгаванг Лобсанг (1960-1968)
    69. Келсанг Легден (1955 -н/д)
    68. Чойпел Джамьянг(1948-1955)
    67. Тенпа Чойдраг (1942 – 1948)
    66. Чойпел Гьелпо (1934 - н/д)
    65. Гендун Лобсанг (1928 – 1934)
    64. Озер Дордже (1919 – 1928)
    63. Джигме Гьяцо (1913 – 1919)
    62. Лобсанг Тензин (1909 – 1913)
    61. Джинпа Гьяцо (1906 – 1909)
    XX
  • - 19 век -

    60. Тенпа Чойпел (1894 -н/д)
    59. Лобсанг Чогдруб (н/д)
    58. Гендун Джинпа (н/д)
    57. Лобсанг Намгьел (н/д)
    56. Лобсанг Джинпа (н/д)
    55. Намгьел Еше (н/д)
    54. Тенпа Сопа (н/д)
    53. Тенпа Чойзанг (н/д)
    52. Лодро Тенпа (н/д)
    51. Лобсанг Дечен (н/д)
    50. Лобсанг Джампел (н/д)
    49. Лобсанг Гелег (н/д)
    48. Нгаванг Цультрим (н/д)
    47. Нгаванг Кьечог (н/д)
    46. Нгаванг Даргье (н/д)
    45. Тенпа Тарпа (н/д)
    XIX
  • - 18 век -

    44. Тутоб Ньима (1792 - 1799)
    43. Лобсанг Чойдар (1786 -1792)
    42. Келсанг Нгодруб (н/д)
    41. Нгаванг Гелег (1765 - н/д)
    40. Тенпа Ярпель (н/д)
    39. Гендун Дечен (н/д)
    38. Сангье Дордже (н/д)
    37. Лобсанг Чойдраг (н/д)
    36. Лобсанг Дамчо (н/д)
    35. Нгаванг Намка (н/д)
    34. Лобсанг Пунцог (н/д)
    33. Лобсанг Шераб (1707-н/д)
    32. Джамьянг Шепей Дордже (1700-н/д)
    XVIII
  • - 17 век -

    31. Кунга Озер (н/д - 1700)
    30. Дондруб Гьяцо (1682 - н/д)(Нагцанг Дондруб Гьяцо)
    29. Дондруб Гьяцо (1673 – 1682) (Ойрат Додруб Гьяцо)
    28. Нгаванг Лодро Гьяцо (1665 – 1673)
    27. Тринле Лхундруб (н/д)
    26. Нгаванг Пелджор (н/д)
    25. Лобсанг Нгаванг (н/д)
    24. Гелег Пелджор (н/д)
    23. Сангье Траши (н/д)
    22. Гелег Чойджор (н/д)
    XVII
  • - 16 век -

    21. Чойдраг Намгьел (н/д)
    20. Гелег Лхундруб (н/д)
    19. Цонтру Гьяцо (н/д)
    18. Джампа Лхундруб (н/д)
    17. Чойкьи Джунгне (н/д)
    16. Чогле Намгьел (н/д)
    15. Лобсанг Эвам (н/д)
    (Лобсанг Аме)
    14. Нгаванг Джунгне (н/д)
    13. Ринчен Джангчуб (н/д)
    12. Кунчог Зангпо (н/д)
    11. Пелден Озер (н/д)
    XVI
  • - 15 век -

    10. Еше Драгпа (н/д)
    9. Шераб Лодро (н/д)
    8. Пелден Лодро (н/д)
    7. Нгаванг Пелва (н/д)
    6. Лобчунг Кунгьел (н/д)
    5. Палден Шераб (н/д)
    4. Цульзангва (Чозанг) (н/д)
    3. Таглеб Джангчуб Гьелцен (н/д)(Таглеб Джангьелва)
    2. Лобпён Галеб (н/д)
    (Кхечог Галеб)
    1. Драгпа Ринчен (н/д)
    XV
  • - 21 век -

    80. Лобсанг Гьелцен
    (с 2015)
    79. Ёнтен Дамчо
    (2009-2015)
    78. Лобсанг Самтен
    (2003-2009)
    77. Цультрим Пунцог
    (1995-2003)
    XXI
  • - 20 век -

    76. Лобсанг Тенпа
    (1989 – 1995)
    75. Тенпа Гьелцен
    (1986 – 1989)
    74. Цультрим Гьяцо
    (1983 - н/д)
    73. Келсанг Табкье
    (1980 – 1983)
    72. Агван Нима
    (1978 – 1980)
    71. Тенпа Тензин
    (1968 - н/д)
    70. Нгаванг Лобсанг
    (1960-1968)
    69. Келсанг Легден
    (1955 -н/д)
    68. Чойпел Джамьянг
    (1948-1955)
    67. Тенпа Чойдраг
    (1942 – 1948)
    66. Чойпел Гьелпо
    (1934 - н/д)
    65. Гендун Лобсанг
    (1928 – 1934)
    64. Озер Дордже
    (1919 – 1928)
    63. Джигме Гьяцо
    (1913 – 1919)
    62. Лобсанг Тензин
    (1909 – 1913)
    61. Джинпа Гьяцо
    (1906 – 1909)
    XX
  • - 19 век -

    60. Тенпа Чойпел
    (1894 -н/д)
    59. Лобсанг Чогдруб (н/д)
    58. Гендун Джинпа (н/д)
    57. Лобсанг Намгьел (н/д)
    56. Лобсанг Джинпа (н/д)
    55. Намгьел Еше (н/д)
    54. Тенпа Сопа (н/д)
    53. Тенпа Чойзанг (н/д)
    52. Лодро Тенпа (н/д)
    51. Лобсанг Дечен (н/д)
    50. Лобсанг Джампел (н/д)
    49. Лобсанг Гелег (н/д)
    48. Нгаванг Цультрим (н/д)
    47. Нгаванг Кьечог (н/д)
    46. Нгаванг Даргье (н/д)
    45. Тенпа Тарпа (н/д)
    XIX
  • - 18 век -

    44. Тутоб Ньима
    (1792 - 1799)
    43. Лобсанг Чойдар
    (1786 -1792)
    42. Келсанг Нгодруб (н/д)
    41. Нгаванг Гелег
    (1765 - н/д)
    40. Тенпа Ярпель (н/д)
    39. Гендун Дечен (н/д)
    38. Сангье Дордже (н/д)
    37. Лобсанг Чойдраг (н/д)
    36. Лобсанг Дамчо (н/д)
    35. Нгаванг Намка (н/д)
    34. Лобсанг Пунцог (н/д)
    33. Лобсанг Шераб
    (1707-н/д)
    32. Джамьянг Шепей Дордже
    (1700-н/д)
    XVIII
  • - 17 век -

    31. Кунга Озер (н/д - 1700)
    30. Дондруб Гьяцо (1682 - н/д)(Нагцанг Дондруб Гьяцо)
    29. Дондруб Гьяцо (1673 – 1682) (Ойрат Додруб Гьяцо)
    28. Нгаванг Лодро Гьяцо (1665 – 1673)
    27. Тринле Лхундруб (н/д)
    26. Нгаванг Пелджор (н/д)
    25. Лобсанг Нгаванг (н/д)
    24. Гелег Пелджор (н/д)
    23. Сангье Траши (н/д)
    22. Гелег Чойджор (н/д)
    XVII
  • - 16 век -

    21. Чойдраг Намгьел (н/д)
    20. Гелег Лхундруб (н/д)
    19. Цонтру Гьяцо (н/д)
    18. Джампа Лхундруб (н/д)
    17. Чойкьи Джунгне (н/д)
    16. Чогле Намгьел (н/д)
    15. Лобсанг Эвам (н/д)
    (Лобсанг Аме)
    14. Нгаванг Джунгне (н/д)
    13. Ринчен Джангчуб (н/д)
    12. Кунчог Зангпо (н/д)
    11. Пелден Озер (н/д)
    XVI
  • - 15 век -

    10. Еше Драгпа (н/д)
    9. Шераб Лодро (н/д)
    8. Пелден Лодро (н/д)
    7. Нгаванг Пелва (н/д)
    6. Лобчунг Кунгьел (н/д)
    5. Палден Шераб (н/д)
    4. Цульзангва (Чозанг) (н/д)
    3. Таглеб Джангчуб Гьелцен (н/д)(Таглеб Джангьелва)
    2. Лобпён Галеб (н/д)
    (Кхечог Галеб)
    1. Драгпа Ринчен (н/д)
    XV
Монастырь сегодня
Численность Сангхи
В настоящее время в Дрепунг Гоманге наличествуют все условия для успешного изучения и практики Учения Будды, поэтому число монахов, прибывающих из Тибета для поступления в монастырь возросло в четыре раза. Каждый год Гоманг принимает около полутора сотен новых студентов из Тибета, Индии, буддийских регионов России и других стран. Благодаря самоотверженным усилиям 63 человек, что начали возрождать монастырь на землях штата Карнатака в 1969 году, слаженной работе и молитвам Сангхи, общее количество монахов год за годом росло и сейчас составляет около 2000 человек.
Источники финансирования
Финансовую поддержку монастырь получает из нескольких источников, самый значительный из которых – добровольные пожертвования. Монахи проводят ритуалы и специальные молебны для нуждающихся, и миряне, желая накопить заслугу и создать особую кармическую связь, делают подношения монастырю. У монастыря есть своё хозяйство: небольшая молочная ферма, несколько полей, где монахи выращивают рис и кукурузу. Это частично обеспечивает общину пропитанием. Кроме того, при монастыре есть кафе, универсальный магазин, гостиница для паломников и ремесленные мастерские.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Кхангцен
Хардонг ཧར་གདོང་།
Кхангцен
Самло བསམ་བློ།
Кхангцен
Гунгру གུང་རུ།
Кхангцен
Драти བྲ་ཏི།
Кхангцен
Лубум ཀླུ་འབུམ།
Кхангцен
Таён རྟ་དབོན།
Кхангцен
Шунгпа གཞུང་པ།
Кхангцен
Нгари མངའ་རི།
Кхангцен
Зунгчу ཟུང་ཆུ།
Кхангцен
Дранье བྲ་ཉེ།
Кхангцен
Чепа འཆད་པ།
Кхангцен
Джадрел བྱ་བྲལ།
Кхангцен
Гащинг འགའ་ཤིང་།
Кхангцен
Рица རི་རྩ།
Кхангцен
Чузанг ཆུ་བཟང་།
Кхангцен
Тево ཐེ་བོ།
В настоящее время в монастыре живут и учатся студенты из России, Монголии, Непала, Бутана и гималайских регионов Индии.
Настоятель является высшим официальным лицом монастыря
Монастырь делится на 16 общин-землячеств (кхангценов), возглавляют которые старосты, следящие за дисциплиной и бытом монахов.
Все важные решения в жизни монастыря принимаются на собрании 16-ти кхангценов, которое созывается Настоятелем, на нем присутствуют старшие монахи, преподаватели, бывшие настоятели, все официальные лица монастыря и главы землячеств.
Монголия
Индия
Бутан
Непал
Бурятия
Калмыкия
Тува
Россия
НАСТОЯТЕЛЬ
Старейшины монастыря
Бывшие настоятели
Все официальные лица Монастыря
Главы 16-ти общин-землячеств
Администрация
  • Административный офис
    Чагдзо-кханг (тиб.)
    Главный офис администрации Гоманга управляет всеми хозяйственными и экономическими процессами монастыря: начиная от строительства и заканчивая работами на кухне и в полях. Под началом Чагдзо-кханга работает около 300 монахов. Среди них работники мастерских, школы, библиотеки, издательства, аптеки, фермы, монахи, поддерживающие порядок в храмах. Члены администрации избираются на трёхлетний срок общим голосованием.
  • Наставник по дисциплине
    Геко (тиб.)
    Геко отвечает за поддержание монастырской дисциплине на уровне, соответствующем правилам Винаи. Землячества (кхангцены) выделяет ему по нескольку помощников (чапри). Каждый год всеобщим голосованием Сангха избирает нового наставника по дисциплине из числа наиболее уважаемых монахов. Помощники не избираются общим собранием, а назначаются на ротационной основе каким-либо из 16 землячеств.
  • Ведущий религиозных церемонии
    Умдзе (тиб)
    Главный голос монастыря, досконально знает религиозные церемонии. Монахи, нескольких лет изучают тонкости ритуалов и обертонного пения, до того как могут быть избраны на этот пост.
  • экзаменационный
    комитет
    Был создан для надзора за ходом ежегодных монастырских экзаменов, включающих в себя письменный экзамен, экзамен на знание священных текстов и дебаты.
ЧАГДЗО-КХАНГ (Административный офис)
Избираются на трехлетний срок:
Чагдзо (главный управляющий), 6 управляющих, секретарь, бухгалтер
Назначаются:
секретарь англоязычной документации, водители
ГЕКО (Наставник по дисциплине)
Избирается ежегодно шестнадцатого числа пятого месяца тибетского лунного календаря при этом его помощники назначаются на ротационной основе.
УМДЗЕ (Ведущий религиозных церемоний)
Избирается ежегодно
ЧАГДЗО-КХАНГ (Административный офис)
Избираются на трехлетний срок:
Чагдзо (главный управляющий), 6 управляющих, секретарь, бухгалтер
Назначаются:
секретарь англоязычной документации, водители
ГЕКО (Наставник по дисциплине)
Избирается ежегодно шестнадцатого числа пятого месяца тибетского лунного календаря при этом его помощники назначаются на ротационной основе.
УМДЗЕ (Ведущий религиозных церемоний)
Избирается ежегодно
Администрация Гоманга
Администрация Дрепунг Гоманга
С 1 апреля 2023 года на трёхлетний период к управлению делами монастыря приступила новая команда, которую возглавил геше Монлам Гьяцо.
Состав администрации:
1) Геше Монлам Гьяцо (глава администрации).
2) Тулку Лобсанг Ярпель Ринпоче (настоятель дочернего монастыря Дрепунг Гоманга – Гоманг Ганден Кункьоб Линг в Нанитале).
3) Геше Лобсанг Джампа.
4) Геше Гендун Пунцок (директор «Гоманг Хаус» в Дели).
5) Геше Келсанг Гьяцо.
6) Геше Келсанг Пельджор.
7) Геше Тензин Кхендак.
8) Геше Цетен Намгьял.
9) Геше Лобсанг Ньендак.
10) Геше Сопа Гьяцо (тибетский секретарь)
11) Геше Цультрим Даргьял (бухгалтер)
Секретарём, ведущим англоязычную документацию, остаётся г-н Мигмар Церинг. Также, на своём посту остаётся главный бухгалтер - Тензин Вангьял.

Система образования
Система образования в Гоманг Дацане проходит по единому порядку с крупнейшими философскими монастырями школы Гелуг (Дрепунг, Сера, Ганден), где полностью изучают пять главных предметов буддийской философии: Цема, Парчин, Ума, Дзод, Дульва, которые полностью охватывают путь Сутр.
ЦЕМА
ЦЕМА
ЦЕМА
ПАРЧИН
УМА
ДЗОД
ДУЛВА
ЭКЗАМЕНЫ
логика
Логика
Логика
Праджняпарамита
Мадхъямака
Абхидхарма
Виная
Монахи знакомятся с общим понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута
Усваивается искусство приведения аргументов.
Дается обзор об уме (сознании) и познании.
В течение шести лет изучается совершенство мудрости (Праджняпарамита).

За основу изучения берутся текст Будды Майтреи «Абхисаламаяланкара» и комментарии к нему.
Подробное учение о пустотности всех элементов по трактату Чандракирти «Мадхьямика-аватара» и комментарии к этому тексту.
За основу изучения берётся текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарии нему.
Монашеская дисциплина изучается по трудам Гунапрабхи и Дже Цонкапы.
Геше-габчуба
Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течение шести лет.

Если Геше начал сдавать шестилетние экзамены, но не закончил он может защитить степень Геше-цогромба.
Геше-цогромба
По текстам индийских мастеров Дигнаги и Дхармакирти и комментариям к ним
ГЕШЕ-ЛХАРАМБА
Геше-доромба
1-2
курсы
3
курс
4
курс
5-10
курсы
11-12
курсы
13-14
курсы
15-16
курсы
6 лет
экзамены
После успешной сдачи всех экзаменов присуждается ученая степень Геше-лхарамба, что сопостовимо с мирской ученой степенью доктора философии.

Вскоре после этого Геше должен пройти обязательный годичный курс в одном из двух тантрических монастырей (Гьюто или Гьюме)
Ученая степень
ЦЕМА
ЦЕМА
ЦЕМА
ПАРЧИН
УМА
ДЗОД
ДУЛВА
ЭКЗАМЕНЫ
логика
Логика
Логика
Праджняпарамита
Мадхъямака
Абхидхарма
Виная
Монахи знакомятся с общим понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута
Усваивается искусство приведения аргументов.
Дается обзор об уме (сознании) и познании.
В течение шести лет изучается совершенство мудрости (Праджняпарамита).

За основу изучения берутся текст Будды Майтреи «Абхисаламаяланкара» и комментарии к нему.
Подробное учение о пустотности всех элементов по трактату Чандракирти «Мадхьямика-аватара» и комментарии к этому тексту.
За основу изучения берётся текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарии нему.
Монашеская дисциплина изучается по трудам Гунапрабхи и Дже Цонкапы.
Геше-габчуба
Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течение шести лет.

Если Геше начал сдавать шестилетние экзамены, но не закончил он может защитить степень Геше-цогромба.
Геше-цогромба
По текстам индийских мастеров Дигнаги и Дхармакирти и комментариям к ним
ГЕШЕ-ЛХАРАМБА
Геше-доромба
1-2
курсы
3
курс
4
курс
5-10
курсы
11-12
курсы
13-14
курсы
15-16
курсы
6 лет
экзамены
После успешной сдачи всех экзаменов присуждается ученая степень Геше-лхарамба, что сопостовимо с мирской ученой степенью доктора философии.

Вскоре после этого Геше должен пройти обязательный годичный курс в одном из двух тантрических монастырей (Гьюто или Гьюме)
Ученая степень
Учеба в Гоманг Дацане
Интервью Геше Эрдема о процессе обучения в Гоманг Дацане
Геше Эрдэм. Учёба в Гоман-дацане
Часть 1. (программа «Метод и мудрость», серия 12)
Геше Эрдэм. Учёба в Гоман-дацане
Часть 2. (программа «Метод и мудрость», серия 13)
Учебный день
06:00 — завтрак, заучивание текстов
08:00 — подготовка к утренним диспутам (просмотр материала)
09:00 — утренние диспуты (первый час по двое обсуждают пройденную тему, затем полчаса посвящают молитвам, после чего разделившись по курсам, ведут диспуты с монахами со старших курсов)
11:00 — обед
12:00 — дневной отдых
14:00 — уроки с Учителями, где разъясняется изучаемая тема по текстам
17:00 — ужин
18:00 — повторение темы
19:00-23:00 — вечерние диспуты
Учебный день
06:00 — завтрак, заучивание текстов
08:00 — подготовка к утренним диспутам (просмотр материала)
09:00 — утренние диспуты (первый час по двое обсуждают пройденную тему, затем полчаса посвящают молитвам, после чего разделившись по курсам, ведут диспуты с монахами со старших курсов)
11:00 — обед
12:00 — дневной отдых
14:00 — уроки с Учителями, где разъясняется изучаемая тема по текстам
17:00 — ужин
18:00 — повторение темы
19:00-23:00 — вечерние диспуты
Кампус
    Контакты Монастыря
    Drepung Gomang Monastic Adm Office,
    Lama camp no. 2, P.O. Tibetan Colony-581411,
    Distt. Uttar kannada, Karnataka 581411 INDIA
    Website https://www.drepunggomang.org
    Email gomangoffice@yahoo.com
    Джамьянг Чойдже Таши Палден (1379-1449)
    Один из восьми ближайших учеников Дже Цонкапы, основоположника школы Гелуг. Одним из его последующих воплощений является Таранатха, родившийся в 1575 году, а его же перерожденцем был первый Богдо Геген – Занабазар. Главными учениками Джамьянг Чойже Таши Палдена были Лопён Галеб, Лопён Таглеб и Цанпа Кунгьялпа, а также многие другие настоятели ранних монастырей школы гелуг.
    На сегодняшний день всё его литературное наследие утеряно, за исключением двух работ:
    • Сокровенное житие Цонкапы — песня, рассказывающая о тайных йогических опытах и видениях его учителя, Цонкапы
    • Конспект учений Цонкапы в монастыре Ретинг о «Шикшасамуччае» Шантидевы
    картинка источник
    7 дацанов факультетов
    1. Гоман
    2. Лоссалинг
    3. Тойсамлинг
    4. Шагор
    5. Дулва
    6. Даян
    7. Нгагпа
    В первых четырёх, основной акцент делается на изучение предметов Парчин и Ума. В пятом, изучали этику и монашескау дисциплину. В шестом - Цама Намдэл. В седьмом татнрическом факультете – изучали тайную колесницу мантр.
    Все монахи 7 факультетов собирались на общий молебен в центральный храм – Цогчен-дуган. Все 7 факультетов имели отдельные храмы для собственных молебнов и занятий.
    Источник
    Легенда
    Джамьянг Чойже по наставлению Дже Цонкапы отправился искать подходящее место для создания нового монастыря, странствуя он заночевал у подножья горы Гепель Ри, где под утро увидел сон, если построить монастырь на вершине этой горы, то в нем будет очень много монахов, которые достигнут высоких духовных реализаций, но сам монастырь будет материально очень бедным. Если посередине, то всего будет поровну. А если у подножья горы, то будет мало ученых монахов, но монастырь будет очень богатым. Проснувшись он понял, что сон пророческий, и решил построить монастырь посередине этой горы.
    Легенда о Белой раковине Учения
    По преданию раковина была спрятана Анандой по завещанию самого Будды в горах Тибета, и впоследствии Дже Цонкапа ее обнаружил.
    Первый Дацан-факультет
    Гоманг дацан появился первым для изучения и сохранения сутр Праджняпарамиты, и сутр Мадхьямики, раскрывающих смысл пустотности или, другими словами, Срединного пути, и указывающих путь продвижения от простого человека до состояния полного Просветления. Позже в нем стали изучать и другие трактаты по абхидхарме, праманавартике и винае. Также изучают тибетскую грамматику и поэзию.
    «Великий Пятый»
    Нгава́нг Лобса́нг Гьяцо́ (1617—1682) — пятый Далай-лама, тибетский религиозный и политический деятель.
    по тексту Будды Майтреи «Абхисаламаяланкара» и комментарию к нему.
    по трактату Чандракиртии "Мадхьямика-аватара" и комментарий к нему.
    за основу берётся текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарий к нему.
    по трудам Гунапрабхи и Цонканпы.