Бодхичитта
устремление к Пробуждению ради счастья и блага всех живых существ.
Все мы одинаковы в том, что хотим счастья и не хотим страданий. Однако, очевидно что одним только пожеланием, счастья не достичь, поэтому мы должны понимать каковы причины счастья и как их создать. В текстах говорится, чтобы накопить благую карму, накопить причины счастья, очень важна правильная мотивация - мысль о помощи другим, о принесении им пользы, так как чем шире наша мотивация, тем больше заслуг мы накапливаем, если мы устремляемся к благу всех живых существ, то и заслуги накапливаем от этого безмерные.

Развитие сострадания и желание принести благо другим, помогает нам справляться с внутренними трудностями и способствует преодолению внешних препятствий, так как, естественным образом, отношение к нам других так же будет меняться: будет возрастать доброе отношение и желание нам помочь; вследствие того, что мы сами к ним хорошо относимся. Таким образом, можно прожить вполне счастливую жизнь благодаря именно этому устремлению.
В учениях Будды много говорится о том, что практика Бодхичитты очень важна, так как без нее невозможно достичь главной цели - состояния Пробуждения. Для этого, необходимо накопить два собрания: собрание добродетели и собрание мудрости. В свою очередь накопление собрания добродетели и благих заслуг напрямую зависит наличия Бодхичитты. Если ее нет в потоке ума индивида, то он не сможет достичь состояния Будды.

На Учениях в Москве в 2016 году, досточтимый Кунделинг Ринпоче, привел такой пример, если сравнить собственные омрачения с очень сильным и могущественным врагом, которого вам предстоит сокрушить на поле боя на пути к Пробуждению, то вам необходимы: наличие достаточной смелости и решимости (Бодхичитты) и оружие (мудрость постижения пустоты).

Практика Махаяны невозможна без Бодхичитты, поэтому мы должны взращивать и порождать ее в своем уме.

Из Учений досточтимого Кунделинга Ринпоче в Москве в 2016г.

Польза от зарождения Бодхичитты
Из Учений досточтимого Цултрим Гьялцена в Москве в 2013 году
1
Дверь в Махаяну
При зарождении Бодхичитты индивид автоматически становится последователем высшей колесницы - Махаяны.
2
Накопление неисчерпаемых добродетелей
Если определенные причины на-коплены через мотивацию Бодхи-читты, то есть совершены действия тела, речи или ума, пронизанные желанием принести пользу и благо живым существам, то результат бу-дет происходить снова и снова, в отличии от действия совершенного без подобного устремления.
3
Очищение негативной кармы
Поскольку практика Бодхичитты направлена на всех живых существ, она имеет потенциал очистить все загрязнения с ними связанные из потока сознания с безначальных времен.

Виды Бодхичитты
С точки зрения аспектов пути различают метод (относительная Бодхичитта) и мудрость (абсолютная Бодхичитта), как два крыла у птицы, они взаимодополняют друг друга. Абсолютная Бодхичитта - это мудрость постигающая пустоту, это нерушимое, невыразимое словами состояние неотделимое от сострадания. Относительная Бодхичитта связана с намерением реализовать высшее благо для всех живых существ (привести их к состоянию Будды) и с твердой решимостью это сделать.

Из Учений досточтимого Цултрим Гьялцена в Москве в 2013 году
Относительная бодхичитта
  • С точки зрения практики шести парамит
    1. Вдохновенная - бодхисаттва еще не совершает практики 6 парамит, но уже имеет намерение достичь Пробуждения ради блага всех живых существ. Это подобно тому, как если бы мы еще стояли на месте, но уже хотели бы отправиться в путь.

    2. Действенная - бодхисаттва уже практикует шесть Парамит и следует по пути. Это подобно тому, как если бы мы выехали на дорогу, и направлялись в желанное место назначения.

  • С точки зрения подходов в практике
    1. Бодхичитта подобная царю - Бодхичитта подобная Бодхичитте Будды Шакьямуни, так как Будда Шакьямуни сначала сам достиг Пробуждения, а затем ведет других к этому состоянию.

    2. Бодхичитта подобная лодочнику - Бодхичитта подобная Бодхичитте Будды Манджушри, так как лодочник вместе с пассажирами отплывают и прибывают вместе, он и другие существа приходят к состоянию Пробуждения одновременно.

    3. Бодхичитта подобная пастуху - Бодхичитта подобная Бодхичитте Будды Ченрези, стадо идет впереди, пастух идет позади, он желает привести сначала к Пробуждению всех живых существ.
  • С точки зрения продвижения по 5 Путям и 10 Бхуми
    1. Бодхичитта подготовительная, связанна с поведением на Пути Накопления и Пути Подготовки.
    2. Исключительная бодхичитта - с Пути Видения до 7-ой Бхуми.
    3 Созревшая бодхичитта - начиная с 8-й по 10-ю Бхуми
    4 Бодхичитта победившая омрачения (очистившая омрачения) - Бодхичитта Будды (полностью просветленного существа)
  • С точки зрения сопутствующих факторов
    Поскольку по мере продвижения по Пяти Путям и 10 Бхуми в порождении Бодхичитты участвуют различные вспомогательные факторы, имеют место 22 его разновидности: земле, золоту, месяцу, огню, хранилищу, источнику драгоценностей, озеру, алмазу, горе, лекарству, благому другу, драгоценности исполняющей желания, солнцу, пению, царю, сокровищнице, большой дороге, средствам перевозки, источнику родниковой воды, мелодии, реке, облаку.
Методы развития бодхичитты
Для того чтобы практиковать Бодхичитту мы должны взрастить ее в своем уме, для этого необходимо понимать, что объектом Бодхичитты является устремление к просветлению ради блага всех живых существ, а ее природой - желание достичь этой цели. Это желание должно быть устойчивым и постоянно присутствовать в потоке нашего ума, когда естественным образом, то есть без усилия, мысль направляется к достижению блага всех живых существ

Из Учений досточтимого Кунделинга Ринпоче в Москве в 2016 году
- 1 -
«Семь причинно-следственных размышлений»
Этот метод был ясно изложен Досточтимым Джово Атишей, подробную методику можно найти в Ламриме Дже Цонкапы.

--> восприятие всех живых существ как своих матерей
--> памятование об их доброте
--> желание воздать за их доброту
--> взращивание сострадания
--> превосходный помысел
--> Бодхичитта

- 2-
«Медитация замены себя на других»
Этот метод был ясно изложен Досточтимым Шантидевой в трактате Бодхичарья-аватара (Путь Бодхисаттвы).