Взаимозависимое возникновение
Один из самых важных и сложных аспектов Учения Будды, то что отличает его от других философских доктрин, делает его особенным и уникальным. Так от понимания взаимозависимого возникновения напрямую зависит наше постижение и понимание кармы, перерождений и принятие действий и последствий на повседневном уровне.
Дхарма Будды очень обширна, но можно свести все Учение в два главных аспекта: воззрение (Пратитья-самутпада или взаимозависимое происхождение) и поведение (Ахимса - не причинение вреда). Пратитья-самутпада крайне сложна для понимания: существует грубое понимание взаимозависимости и тонкое.
Грубая взаимозависимость легко познаваема: из зерна ячменя прорастает именно ячменный росток. Труднее понять тонкую взаимозависимость, потому что взаимозависимость грубая присутствует там, где существует что-то составное, то есть все непостоянные составные Дхармы они обладают этим свойством взаимозависимости, но тонкая взаимозависимость она является также свойством не составных Дхарм. Здесь уже нет речи о причине и следствии, а здесь мы видим взаимозависимость исходя из того, что эти не составные Дхармы имеют части, то есть они не неделимы и они именуются в зависимости от основы приписывания.
Составные вещи так же обладают этой взаимозависимостью, потому что они так же существуют как приписанное наименование к какой-либо основе. Например, если возьмем автомобиль и разложим его на части, то каждая из частей не будет являться машиной, мы лишь приписываем - даем название определенному собранию этих частей, которое выполняет определенные функции. И то, что машина не существует сама по себе, что это наименование дано лишь в зависимости от собрания каких-то определенных частей это будет в общем и целом, тонкая взаимозависимость данного предмета. Так же и наше "Я" существует лишь как наименование, приписанное собранию совокупностей, собранию скандх.
И выходит так, что наше восприятие того как явления существуют, является прямо противоположным тому как эти явления существуют на самом деле. Это неправильное, полностью превратное восприятие всех явлений называется неведением, на основе которого проявляются и укрепляются все остальные клеши.

Из Учений Досточтимого Кхаджога Ринпоче, дарованных в Москве в 2019 году.
Как устроена сансара
Принцип существования сансары наглядно отражен на изображении "Колесо бытия" (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་), где раскрываются 12 звеньев взаимозависимого возникновения, корнем которых является неведение, порождающее клеши и формирующее карму.
Центр "Колеса бытья" составляют животные символизирующие три основные клеши: свинья - неведение, курица - страстное желание, змея - гнев. Но неведение является ключевым фактором формирования сансары, так как оно порождает все остальные клеши.
Под влиянием разрушительных эмоций (клеш) существа совершают действия (телом, речью, умом) накапливая карму, в результате чего перерождаются в благих или не благих уделах. Этот круг символизирует благие деяния, ведущие к рождению в высших мирах (белый сектор) и не благие, ведущие к рождению в низших мирах (темный сектор).
Шесть миров сансары:
- Мир богов
- Мир асуров (полубогов)
- Мир людей
- Мир животных
- Мир голодных духов
- Мир адов
МИР ЛЮДЕЙ
МИР ГОЛОДНЫХ ДУХОВ
МИР АДОВ
МИР ЖИВОТНЫХ
МИР АСУРОВ
МИР БОГОВ
Этот круг отражает 12 звеньев взаимозависимого возникновения. Если коротко, то это объяснение того, почему мы снова и снова перерождаемся в сансаре.
1. Неведение (слепой человек)
2. Карма (гончар, создающий сосуды)
3. Сознание (обезьяна), бывает шести видов:
- сознание уха, постигающее звук;
- сознание глаза, постигающее видимый объект;
- тактильное сознание, постигающее осязаемый объект;
- сознание носа, постигающее обонянием аромат;
- сознание рта, постигающее вкус объекта;
- сознание мыслимого,(ментальное сознание);
Существует так же сознание момента причины (находится до 4-го звена ) и сознание момента плода (начинает работать с момента зачатия).
4. Имя и форма (люди в лодке)
5. Основы чувственного восприятия (пустой дом)
формиррование пяти органов чувств и база для ментального сознания
6. Контакт
Контакт пяти органов чувств с объектом: видим, слышим, можем поторогать, почувствовать вкус и аромат
7. Ощущения (человек со стрелой в глазу): приятное, неприятное, нейтральное (не являющиеся не тем и не другим )
8. Жажда (человек, пьющий вино).
Возникает относительно трех видов ощущений: относительно приятных - не желание расставаться с обьектом страсти; если неприятное, то желание любым способом от него избавиться; безразличие к нейтральным объектам
9. Цепляние (обезьяна, срывающая плод): ум зацепился за объект и порождаются навязчивые идеи/мысли, например относительно желанных объектов использовать все доступные методы, чтобы объект обязательно был с нами.
10. Становление (беременная женщина)
11. Рождение (рожающая женщина)
2. Карма (гончар, создающий сосуды)
Как устроена сансара
Принцип существования сансары наглядно отражен на изображении "Колесо бытия" (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་), где раскрываются 12 звеньев взаимозависимого возникновения, корнем которых является неведение, порождающее клеши и формирующее карму.
Центр "Колеса бытья" составляют животные символизирующие три основные клеши: свинья - неведение, курица - страстное желание, змея - гнев. Но неведение является ключевым фактором формирования сансары, так как оно порождает все остальные клеши.
Под влиянием разрушительных эмоций (клеш) существа совершают действия (телом, речью, умом) накапливая карму, в результате чего перерождаются в благих или не благих уделах. Этот круг символизирует благие деяния, ведущие к рождению в высших мирах (белый сектор) и не благие, ведущие к рождению в низших мирах (темный сектор).
Шесть миров сансары:
- Мир богов
- Мир асуров (полубогов)
- Мир людей
- Мир животных
- Мир голодных духов
- Мир адов
МИР ЛЮДЕЙ
МИР ГОЛОДНЫХ ДУХОВ
МИР АДОВ
МИР ЖИВОТНЫХ
МИР АСУРОВ
МИР БОГОВ
Этот круг отражает 12 звеньев взаимозависимого возникновения. Если коротко, то это объяснение того, почему мы снова и снова перерождаемся в сансаре.
1. Неведение (слепой человек)
2. Карма (гончар, создающий сосуды)
3. Сознание (обезьяна), бывает шести видов:
- сознание уха, постигающее звук;
- сознание глаза, постигающее видимый объект;
- тактильное сознание, постигающее осязаемый объект;
- сознание носа, постигающее обонянием аромат;
- сознание рта, постигающее вкус объекта;
- сознание мыслимого,(ментальное сознание);
Существует так же сознание момента причины (находится до 4-го звена ) и сознание момента плода (начинает работать с момента зачатия).
4. Имя и форма (люди в лодке)
5. Основы чувственного восприятия (пустой дом)
формиррование пяти органов чувств и база для ментального сознания
6. Контакт
Контакт пяти органов чувств с объектом: видим, слышим, можем поторогать, почувствовать вкус и аромат
7. Ощущения (человек со стрелой в глазу): приятное, неприятное, нейтральное (не являющиеся не тем и не другим )
8. Жажда (человек, пьющий вино).
Возникает относительно трех видов ощущений: относительно приятных - не желание расставаться с обьектом страсти; если неприятное, то желание любым способом от него избавиться; безразличие к нейтральным объектам
9. Цепляние (обезьяна, срывающая плод): ум зацепился за объект и порождаются навязчивые идеи/мысли, например относительно желанных объектов использовать все доступные методы, чтобы объект обязательно был с нами.
10. Становление (беременная женщина)
11. Рождение (рожающая женщина)
2. Карма (гончар, создающий сосуды)