Прибежище
Дверь в тибетский Буддизм, основа и фундамент практики Дхармы


Все буддийское Учение начинается с Прибежища, эта практика очень важна, и она должна быть основана на вере, происходящей из знаний. При этом нельзя сказать, что практика Прибежища является неким таким законом, подразумевающих, что Будда ультимативно говорил: "Верьте только в меня, я являюсь вашим обьектом Прибежища, следуйте только по моему пути". Нет, такого в корне нет. На самом деле у Будды нет такого недостатка он не желает чтобы его восславляли и возвеличивали. Практика Прибежища необходима для нас, не для Будды, не для Трех Драгоценностей. Нам необходима практика П так как если мы порождаем веру в Учение Будды, если мы принимаем П в Будде и Трех Драгоценностях, то тогда. Если мы идем от всей силы своего сердца к П, то мы получаем огромную пользу, поэтому мы должны понимать польу практики П. То есть если человек во что-то верит на что-то опирается, то это приносит ему пользу правильно же ведь? Сила практики напрямую зависит от вашей веры. у нас должно быть такое желание и усердие чтобы практиковать полностью путь указанный Буддой в плоть до просветления. В буддийских текстах говориться что нам необходимо принимать прибежище в трех драгоценностях. Потому что принятие П в ТД избавляет нас от страданий. В буддийском Учении особенно в колеснице Махаяны говориться что вы должны принимать прибежище полностью во всем пути, изложенном Буддой и это очень важно с точки зрения П. То есть ли мы принимаем П в этом полностью завершенном пути имеется в виду вплоть до достижения просветления. Если мы зарождаем стремление практиковать этот полностью завершенный путь, то это прносит нам очень много пользы и позволяет продвигаться по пути.
Поэтому очень важно в практике П порождать в себе устремление: Я принимаю П и буду принимать его до того пока сам не достигну полного просветления. В каждом из живых существ естьпотенциал достижения состояния Будды. Мы должны стараться из жизни в жизнь очищать свой ум от омрачений и должны постоянно взращивать добродетели и позитивные качества своего ума
Практика пути она заключается в том что вы постепенно очищаете свой ум от всех недостатков и реализуете все достоинства которые заложены в вашем же собственном уме. В этом заключается основная суть буддийского Учения. Таким образом мы должны стараться постоянно очищать свой ум от всего негативного и недостатков и прилагать очень большие усилия чтобы взращивались наши достоинства которые заложены в нашем собственном уме. когда мы очистим все недостатки и реализуем все достоинства вот тогда наступит полное Просветление вот тогда мы станем Буддой. И сейчас существуют такие личности которые этого достигли то есть очистили все недостатки и реализовали все достоинства. и не смотря на то что в насоящий момент наши эмоции негативные наши омрачения контролируют наш ум, взбаломучивают поток нашего сознания.то есть если мы сейчас посмотрим на наш ум то увидим что он загрязнен вот этими омрачениями и этими негативными эмоциями, мы не контролируем наш собственный ум. но мы должны понимать что эти негативные эмоции, они не являються природой нашего ума. природой нашего ума является ясность, ясный свет являеться прродой нашего собственного ума. И говориться что не смотря на то что мы сейчас находимся под контролем отрицательных эмоций, гнева страсти неведения и так далее, но на самом деле вот эти эмоции не являються природой нашего ума. например если взять воду то ее природой являеться прохлада, конечно при ряде условий она может потеплеть стать теплой но природой воды не являеться теплота, а являеться прохлада. Или например природой огня является жар. или например небо природой неба не являються тучи, то есть тучи могут быть, но ветер разгоняет тучи и опять перед нами ясное небо то есть тучи не являються природой неба или пространства. точно так же и наш ум несмотря на то что отрицательные эмоции взбаламучивают наш ум, но на самом деле они не пребывают в природе нашего ума, природой нашего ума являеться ясный свет. например если бы гнев был в природе нашего ума, то человек постоянно бы находился в состоянии гнева, то же самое с ненавистью и страстной привязанностью, если бы они были природой нашего ума то человек постоянно находился бы в этом состояни но ведь это не так
Причины принятия Прибежища

причинами зарождения Прибежища в потоке сознания существа являются страх и вера.
Малая личность
Мотив: стремится к благому рождению и счастью в следующей жизни

Страх: боится рождения в дурной участи (животным, голодным духом, мучеником ада)

Вера: уверен, что Три Драгоценности могут освободить его от опасности рождения в дурной участи
Средняя личность
Мотив: стремится достичь личного освобождения, желая всем живым существам Пробуждения.

Страх: боится нахождения в сансаре вообще


Вера: уверен, что Три Драгоценности это опора, которая поможет освободиться из сансары полностью

Высшая личность
Мотив: стремится к тому, чтобы все живые существа обрели окончательное Пробуждение.

Страх: боится того, что другие существа будут страдать


Вера: уверен, что Три Драгоценности могут избавить всех существ от страданий и помочь достичь Пробуждения

Из лекции досточтимого Ламы Тенгона "Становление буддистом посредством принятия буддийского Прибежища в Трех Драгоценностях"
Когда мы в Буддизме обычно говорим о Прибежище , говорим о том что принимая П мы понимаем что такое страдание что такое страдания низших уделов и что такое страдания сансары в общем исходя из этого мы понимаем что страдаем и желая избавиться от этих страданий мы боимся страданий низших перерожений и затем убоявшись этих страданий низших уделов и общих страданий сансары в нас зарождается стремление достичь освобождения от этих страданий. И чтобы достичь освобождения от этих страданий у нас есть два пути: мы можем это сделать по средствам своих собственных сил, либо опираясь на кого то еще. И мы понимаем что наших собственных сил и возможностей недостаточно чтобы достичь полного освобождения и поэтому мы стремимся принять прибежище в обьектах Прибежища, которые обладают такой силой и такой способностью чтобы освободить нас от этих страданий. И мы зародив в себе такую веру такую уверенность принимаем Прибежище в тех обьектах которые могут нас освободить от страданий. тО здесь две основные причины принятия Прибежища. Когда мы решили для себя принять П и когда в нас зародилась эта вера по отношению к обьектам П то нам необходимо обладать неким знанием с помощью которого мы можем верно совершить этот приход к П и вданном случае у нас это обьяснение состоит из 4-х разделов: 1-причины по которым прнимаем П; 2-каким образом мы принимаем П; 3-польза которую получаем от принятия П; 4- предписания которые мы обритаем или обеты которые мы обретаем после того как приняли П. Поэтому если мы желаем принять П, то в общирных текстах комментариях говориться что принятие П становиться для нас своего рода основанием или фундаментом, так же когда мы строим дом сначала необходимо построить фундамент точно так же и здесь для того чтобы стать буддистом необходимо принять П в 3-х ДРАГ. И для этого нам необходимо знать о благих качествах или о достоинствах 3-х Драгоценностей этих обьектов П и подобно тому когда человек стремиться войти в какое либо здание он входит в это здание через дверь точно так же и П является вратами которые ведут в Учение.
И почему же это являеться основой почему же это является фундаментом? Все мы желаем счатья и не желаем страданий и в этом мы все совершенно все одинаковы Нам необходимо не только желать избавиться от страданий и обрести счастье еще необходимо стремиться к этому то есть совершать определенные действия для этого, а для этого необходимо оприраться на какие то способы и методы достижения счастья и избавления от страданий. и говориться что у наших рождений нет начала, точно так же как у нашего сознания нет начала так же и унаших рождений нет начала, птому что наше сознание бесконечноИ мы принимали бесконечное количество рождений и во всех них мы стремились обрести счастье и избавиться от страданий и хотя мы опирались на различные способы и методы для того чтобы устранить страдания и достичь счастья но сейчас мы видим что мы не смогли этого сделать и вэтой жизни мы так же не можем достичь этой цели. и хотя мы приняли сейчас рождение человеком, которое считается наиболее благим. Причиной этого является то что мы не правильно прикладываем усилия чтобы устранить страдания и обрести счастье, мы опирались на неверные методы, мы стремились устранть страдания которые связаны лишь с нашим телом желая избавиться лишь от физичсеких страданий, когда мы стремились обрести счатье то пытались обрести его лишь с помощью внешних материальных субстанций каких то внешних материальных вещей. то есть мы стремились обрести счастье лишь по средставм одежды еды и славы, но эти методы не являются истинными, они не являются полными и завершенными когда мы стремимся их устранить необходимо устранить страдания в нашем собственном уме ипока мы не сможем это сделать мы не сможем избавиться от всех страданий, так как для этого необходимо избавиться от этого ментального ощущения страдания. если же мы стремимся избавиться от них только внешне то на собственном опыте знаете что мы не можем этого сдеать, например даже испытывая физический комфорт мы можем тем не менее испытывать сильные страдания в нашем собственном уме, поэтому можно сделать вывод что чтобы избавиться от страданий нам необходимо работать с нашим сознанием и стремиься к достижению счатья по средствам свого собственного ума и это очень важно понимать. По этой причине нам необходимо стремиться к тому чтобы устранить эти страдания в нашем собственном уме и для этого необходимо понимать что являеться причиной наших страданий которые мы испытываем в нашем сознании нашем уме, необходимо рассмтреть причину, кто причиняет эти страдания нам. и здесь очень важно понимать что то что не дает нам обрести полное счатье, что путает наш ум это не что-то что находиться внешне, это наши собственные омрачения такие как гнев и привязанность и так далее, необходимо понимаь что они являються тем пороком и недостатком изьном который заставляет нас испытывать нас страдания и все неблагоприятное. и исходя из этого понимания мы должны стремиться обрести методы чтобы устранить эти ментальные страдания. И сами мы эти методы найти не можем и поэтому нам в этом необходимо опираться на других.
BИ сейчас мы находимся в бедственном положении находясь под властью этих омрачений. вместо того чтобы противостоять этим омрачениям мы находимся у них во служении и все наши действия наших трех врат тел речи и ума находятся под контролем этих омрачений. Страсть привязанность ненависть стремление к конкуренции зависть и тд это то что повеливает нами И каждый день находясь под гнетом страсти гнева и неведения мы каждый день совершаем недобродетельные действия телом речью и умом и тем самым мы накапливаем недобродетельную плохую карму и мы накапливаем ее очень много. Поэтому и в следующих жизнях мы будем страдать кроме того уже в этой жизни мы находимся вв трудной обстановке испытываем большое количество трудностей и страданий и поэтому мы устремляемся к освобождению от этих страданий которые испытываем сейчас и будем испытывать в будущем. и как ранее гов -сь мы не можем с помощью своих собственных сил и способностей которыми мы распологаем сейчас избываться от текущих и будущих трудностей и страданий И поэтому мы обращаемся с надеждой к тем кто в самом деле обладает способностью избавить нас от этих трудностей. И здесь мы говорим что Три ДР имеют такую силу и способность и поэтому мы принимаем П в ТР ДР и принмаем П с чувством близости к этим ТР ДР с пониманием того что только они могут избавить нас от страданий. Так напрмер в миру мы обращаемся к человеку который обладает силой и может помочь нам в той или иной трудной ситуации, так же и здесь мы обращаемся вк тем кто обладает способностью защитить нас от страданий этой жизни и от страданий всех последующих рождений. вы можете наблюдать как страдают например животные и вы должны понимать что страдания не возникают без причины они возникают из той кармы которая была накоплена прежде то есть они возникают из соответсвующих причин и чтобы избавиться от страданий нужно избавиться от недобродетели которую мы сейчас совершаем и если сейчас мы не прикратим этого то в будущем не перестанем испытывать эти страдания. И необходимо понимать что только обьекты П могут избавить нас от этих страданий. текстах говориться что мы сейчас находимся на той линии что разделяет благие и не благие уделы хорошие и не хорошие перерождения и поэтому сейчас испытывая страдания в своем собственном уме и мы понимаем что собственными силами мы от них избавиться не можем и так же мы понимаем что ТР ДР обладают всей полнотой силы и способностей чтобы избавить нас от этого и мы возлагаем все свои надежды на эти ТР ДР мы опираемся на них чтобы избавится от страданий
Объекты Прибежища

dfvfvf
Будда
На тиб Буддда звучит как Сангье, и первое слово сан - очищать устранять и тд и тут это значит достоинство или качество Будды в устранении всех пороков и недостатков (омрачений) и то Будда это тот кто полностью освоюодился от этих омрачений. И второй слог ГЬЕ означает увеличение/возрастание, то есть говориться о том что это тот чьи достоинства или качества возрасли до своей полноты, то есть он тот кто обладает этими благими качествами тут мы говорим что все благие качества и достоинства будды увеличились до своего полного совершенства ТО Будда это тот кто полностью избавился от попроков и недостатков и полностью обрел все наивысшие благие качества и достоинства. то Б это тот кто обладает всеми наивысшими качесвтвами отвержения недостатков и всеми благими качествами всех благих постежений всех благих свойств и достоинсвт И поэтому он называется высшей личностью Арья Будда, то есть высший возвышенный Будда и когда мы говорим что необходимо принимать П в этом абсолютном обьекте который достиг абсолютных полноты качеств отвержения и постежения и когда мы говорим что необходимо культивировать веру по отношению к этму обьекту то мы говорим То мы говорим о двух способах принятия такой веры : Прин П в Прибежище причины и П результата. Принимаем П в Б как в причине (мы принимаем П в этой вышей личности достигшем в наивысшей степени отвержение и постижение мы опираемся на него в надежде достичь освобождния от круговорота сансары ) и прин П в Б как в резкльтате (сейчас есть причины по которым мы не можем полностью освободиться от страданий, но в будущем если будем практиковать то сможем очистить омрачения и достич полного пробуждения, и в данном случае обретение состояния Будды и являеться тем обьектом П в котором принимаем П, то если мы будем усердствовать в устранении всех недостатков и пороков, то в конечном итоге мы обязательно достигнем состояния Будды и вот это сотояние которое мы стараемся обрести Полного Пробуждения и естьто в чем мы тоже принимаем П )
Дхарма
Мотив: стремится достичь личного освобождения, желая всем живым существам Пробуждения.

Страх: боится нахождения в сансаре вообще


Вера: уверен, что Три Драгоценности это опора, которая поможет освободиться из сансары полностью

Сангха
Мотив: стремится к тому, чтобы все живые существа обрели окончательное Пробуждение.

Страх: боится того, что другие существа будут страдать


Вера: уверен, что Три Драгоценности могут избавить всех существ от страданий и помочь достичь Пробуждения

так же как и мы Будды прошлых времен не были Буддами изначально они были простыми и точно так же как и мы они испытвали страдания низших перерождеий и ногда они принимали перерождение даже хуже чем наше собственно е и сипытавали даже большие страдания чем мы с вами, но прикладывая усилия на пути они достигали состояния в котором они были полностью свободны от всех недостотков и брели все достоинства и мы свами так же облааем этим потенциалом чтобы достичь полного пробуждения все те загрязнения которые находятся в нашем уме они подобны облакам в небе и точно так же когда в небе появлется ветер он рассеивает эти облака точно так же и те пороки и загрязнения которые сейчас присутсвуют в нашем уме нашем сосзнани их можно устранить если мы будем стремиь сяесли мы будем прилагать усилия в методах устранения этих пороков и недостатков Поэтому очень важно именно эти два вида принятия П

Принимая П в будде необходимо так же понимать какими качествами он обладает он обладает различными качествами тру, наприемр о его теле говорится что кто бы не посмотрел на его тело оно является для всех приятным, его речь обладает собенными качествами и достоинствами какимми бы сомнения не испытывали бы живые существа он может дать ответ одновременно всем живым существам и он дает ответ в соответсвии с их способностями и запросами, речь будды оладает 60 аспектами благозвучия и тд. Обладает качествами ума постигать все обьекты постижения он непосредственно напримую постигает все явления и его ум обладает великим равностным непредвзятым состраданием по отношению ко всем живым существм Далее говориться что и деяния будды они бесконечны не прерываются не на секунду и не истощимы Далее понимая все достоинства будды нам необходимо принять в них П то есть принять П в Б, но так жне необходимо нимать что будда является достойным обьектом П, он являеться Арьей - высшим, и почему это так потому что будда дотиг полного освобождения от круговорота бытия от всех страданий а именно от участи трех неблагих уделов и поэтой причине он может указать нам верный путь, те же кто не достигли этого не могут нам помочь нам например те кто увязли в трясине и подают руку другому кто находится в этой же трясине чтобы помочь ему они оба не смогут освободиться из трясины точно так же и здесь если мы стремимся достичь освобождения из круговорота бытия нам необходимо опираться на того кто уже смог достич такого состояния. И так же будда является искусным в обьяснении путей и способов для достежения освобожденя, Будда сведуш и искусен в том как следует применять методы устранения страданий сансары для живых существ Более того Будда не только искусен в обьяснении способов устранения страданий он так же и обладает великим состраданием чтобы обьяснить живым существам как необходимо это делать, если бы у него не было такой мотивации он не стал бы обьячнять, и поэтому он обьясняет непредвзято всем жвым существам не разделяя живых существ на близких и далеких. поэтому будда я вляется достойным чтобы в нем принимали П. Б это не только тот кто достиг полного освобождения и достиг совершенства в том как обьяснять методы приводящие к освобождению но и тот кто достиг великого сострадания ко всем живым существам равного и непредвзятого и по этим всем причинам Будда является достойным обьектом П.
Виды Прибежища

Необходимо культивировать веру по отношению к объектам Прибежища, посредством примения и зарождения двух его видов одновременно.
- Прибежище причины -
Мы обращаемся к одному из этих обънектов мы опираемся на этот объект Прибежища, каждый из них являеться наивысшим Мы опираемся на него в надежде достичь освобождения от круговорота сансары то есть в данном случае
- Прибежище результата -
Как говориться в одном из текстов Три Драгоценности являются Прибежищем для тех кто стремиться к Освобождению, то есть для тех кто стремиться к освобождению необходимо понимать какое Прибежище и говориться что существуют некие причины которые не дают нам достичь этого состояния свободного от страданий. И для того чтобы нам достичь этого освобождения, чтобы достичь счастья этого освобождения нам необходимо опираться на определенные причины и здесь говориться что нам необходимо принимать прибежище результата, то есть в будущем если мы будем правильно практиковать, правильно прикладывать усилия то мы обязательно достигнем полного пробуждения и обретен состояние Будды И в данном случае это обретение в будущем состояния Будды и является Прибежищем результата. То есть если мы будем усердствовать в устранении всех недостатков, всех пороков то в конечном итоге мы обязательно достигнем состояния Будды. И вот это состояние которое мы стремимся обрести это состояние Полного пробуждения, которое мы так ценим и к которому мы так стремимся и есть то в чем мы тоже принимаем Прибежище, то есть это и есть принятие прибежища результата
у вас же не бывает так что вы постоянно в гневе, но иногда вы гневаетесь конечно. и когда находитесь в таком состоянии то наверное не можете слушать учение и о практике тем более можно не говорить, я шучу. вы должны знать что главное в практике уменьшать свои негативные эмоции и уменьшать свои недостатки и взращивать свои добродетели и достоинства. вот если мы например возьмем любовь, тоочень важно взращивать в своем уме любовь и сострадание и милосердие это очень важно. как только начинает взрашивться позитивные качества нашего ума негативные качества ума начинают уменьшаться. наш ум привык к такому негативному состоянию то есть он привык к этим омрачениям к этим отрцательным эмоциям, это сила привычки выработанная на протяжении многих жизней и вот наоборот если мы говорим о позитивных эмоциях таких как любовь милосердие состродание то мы иногда порождаем эти качества, но они малы они такие общирные не такие обьемные как негативные, они могут быть узкими по отношению к каким то родственникам и детям но они не являються широкими. И очень важно поменять свою установку нужно приучить свой ум к позитивному состоянию ума. То есть мы должны приучить свой ум к любви состраданию и другим достоинствам и качествам. если вы будете сейчас знать у меня есть сила и потенциал стать Буддой и не медиторовать то просто знание о том что у вас есть такой потенциал никчему не приведет. И если вы сидите и ничего не делаете то после смерти можно сказать что вы напрасно потреяли эту драгоценную возможность, что то изменить. М ыдолжны очень хорошо понимать что нам выпала очень редкая возможность, мы обрели это драгоценное человеческое тело и мы обрели возможность изменить нашу жизнь, то есть трансформировть наше сознание в позитивную сторону, реализовтаь истинный смысл этой драгоценной человечсекой жизни. М ыдолжны хорошо это осознать. Необходимо понимать что это очень редкая возможность мы не должны ее упустить, мы должны использовать эту жизнь чтобы реализовать истинный смысл. И для того чтобы реализовать этот смысл мы конечно должны заниматься буддийской практикой. Для того чтобы заниматься буддийской практикой нам необходимо сначала заниматься практикой прибежища, мы от всего сердца со всей силой своего ума должны идти под защиту трех драгоценностей. У нас должна быть очень сильная вера в три драгоценности эта вера должна быть основана на знаниях, на анализе, на рассуждениях, на поинмании достоинств трех драгоценностей. Вот такую сильную веру нам необходимо породить, то есть понимать что Учение которое изложил Будда оно насамом деле являеться безошибочным путем, это действительно тот путь который ведет к состоянию просветления. То есть вы должны заниматься практикой П - идти под защиту трех драгоценностей.
И мы должны знать что самой главной драгоценностью являеться драгоценность буддийского Учения - драгоценность Дхармы, и мы должны понимать важность и дарагоценность Учения. Мы должны стараться порадить это учение в своем потоке сознания мы должны стремиться реализовать это драгоценное учение в своей жизни, вот таким образом необходимо воспринимать три драгоценности. и мы должны стараться притворить это учение в своей жизни, реализовать его и продить в потоке своего сознания. Когда мы принимаем Прибежище в драгоценности Учения нам необходимо понимать что существует благородная истина пресечения страдания и истина пути и вот под этим подразумевается прежде всего Учение, и нам необходимо оприраться на эти два качества. И мы должнв понимать что корнем страдания являеться эгоцентризм цепляние за "Я". И для того чтобы уничтожить корень этих всех омрачений необходимо в нашем сосбственном уме породить мудрость постижения пустоты. мы до сих пор пребываем в сансаре и мы должны понимать почему это присходит, мы должны знать что в силу наших омрацений Вы знаете что существуют три главных омрачения: неведение гнев и страстная привязанность. В силу этих коренных омрачений мы совершаем негативные поступки, тем самым накапливаем негативную карму и затем снова и снова перерождаемся и вращаемся в сансаре и корнем этих омрачений являеться догзин цепляние за я, то есть являеться эгоцентризм. В силу эгоцентризма цепляние за я у нас рождается себялюбие вот это два основных эгоцентризм и себялюбие это два главных источника сансары это главные источники омрачений. мы должны понимать этот механизм почему мы вращаемся в сансаре. И для нас самым главным в пракке являеться уничтожение этого цепляния за я, что может полностью победить и уничтожить этот эгоцентризм это мудрость прямого постижения пустоты. Когда мы говорим что в доме холодно то мы должны понимать что есть какие то просто причины почему в этом доме холодно и пока мы эти причины не уничтожим в доме не наступит тепло, т о пока мы не уничтожим причину не будет результата, так же и впрактике для того чтобы уничтожить эгоцентризм, необходимо зарождение мудрости напрямую постигающую пустоту. Нам необходима сила чтобы уничтожить себялюбие и этой силой являеться мудрость прямого постижения пустоты. Так если мы хотим рассеять мрак, темноту то необходим свет и если сточник света слабый то он какую то часть темноты рассеит но полностью комнату он не освятит, чтобы освятить комнату целиком нужен очень яркий источник света. так же и здесь недостаточно просто концептуального постяжения пустоты необходимо прямое непосредственное вот например когда вы видите какое то явление своими глазами слышите своими ушами то есть когда вы напрямую постигаете этот предмет точно так же у вас должно быть прямое постижение пустоты когда будет вот такой силы прямое постяжение пустоты то это становиться прямым противоядием против эгоцентризма и мы говорим сейча о благородной истине пути и мы говорим что мы принимаем прибежище в учении и под учением понимается истина пути и истина пресечения страдания и в данном случае мы говорим о пути и о том что необходимо породить эту истину в собственном уме и говоря о истине пути мы говорим прежде всего о мудрости прямого постижении пустоты и если вы постигли пустоту напрямую непосредственно то в этот момент вы породили в своем уме эту истину пути вы становитесь Арьем то есть святым Арьей и вы породаете прямую силу или прямой потенциал достижения состояния Будды то есть это становится прямой причиной достижения состояния Будды. после того как вы постигли пустоту напрямую вы так же очищаетесь от тех заблуждений которые вызывали вот это цепляние за я это так назыв номинальные заблуждения или заблуждения вызванные вашими неправильными философскми взглядами, то есть взгляды формировавшиеся под воздействием цепляния за я, то есть взгляды относительно существования предметов и тд.