Четыре Благородные Истины
Суть учения о Четырех Благородных Истинах сводится к буддийскому воззрению, то есть пониманию взаимозависимости (пратитья-самутпады) и буддийскому поведению, то есть не причинению вреда (ахимсе). Далее Будда уточнял, пояснял, но по-сути эти Учения не выходят за рамки, тех которые были дарованы во время первого поворота Колеса Учения (первого цикла передачи наставлений).

И так сначала идет объяснение проблемы (Истина о страдании), затем откуда эта проблема берется (Истина о причине), затем возможность избавления от нее (Истина о прекращении страдания) и способ избавления (Истина о пути). Если присмотреться, то вроде бы прослеживается связь между парами: источник страданий (причина) - страдания (результат); путь (причина) - прекращение страдания (результат). И может показаться, что логичнее было бы объяснить в этой последовательности.
Но Будда объясняет в обратном порядке, потому что до тех пор пока мы не осознаем мучительность этих страданий, у нас не зародится отречение. А отречение является первым условием, первым толчком, с которого начинается дальнейшее движение к Освобождению.

Даже если мы совершаем высшие тантрические практики, которые по определению должны являться причинами для достижения окончательного Пробуждения, без отречения, они будут причинами появления следующего момента сансары. Важнейшим условием, чтобы наши добродетели изменились и стали причинами Освобождения, является наличие отречения, отвращения от сансары. Поэтому Будда объясняет сначала Истину о страдании.


Из Учений досточтимого Ламы Тенгона в Москве в 2013г.

Четыре благородные истины

Ступа Дхамек (нач. VI в н. э., Сарнатх, Индия).
В ознаменование первой проповеди Будды, в 249 г. до н. э. император Ашока воздвиг ступу на этом месте.

- Истина о страдании -

Страдание присуще всем явлениям сансары (подробнее).

- Истина о причине страдании -
Причиной страдания являются карма и клеши, из них карма производится клешами. В корне всего этого лежит неведение - цепляние за истинность существования (подробнее).

- Истина прекращения страдания -
Достичь состояния свободного от любых видов страдания возможно, этим состоянием является нирвана (подробнее).

- Истина о пути -
Существует путь, ведущий к избавлению от страдания - Благородный Восьмиричный Путь (подробнее).
В Учении Будды можно выделить теоретическую и практическую часть. К первой относится Трипитака (три корзины, три раздела: Виная-питака (свод моральных правил, монашеский кодекс); Сутра-питака (лаконичные описания речей Будды); Абхидхарма-питака (описание философии, мер, наук, то что мы сейчас называем естествознанием и т.д.)).

Практическую часть составляют Три Превосходные Практики: практика нравственности, практика сосредоточения и практика мудрости. Очень важно сохранять совокупность этих трех, так как из нее вытекает окончательный результат - достижение Пробуждения.

Так при стрельбе из лука, чтобы стрела поразила мишень, необходим исправный лук и меткий стрелок. Стрела подобна практике мудрости, так как именно мудрость разбивает цепляние за самость и отсекает цепь, приковывающую нас к сансаре. При этом мудрость должна опираться на сосредоточение и нравственность, в этом примере лук подобен практике нравственности, а крепкая рука и меткий глаз лучника подобны практике сосредоточения, вместе они выпускают стрелу которая точно поражает цель - мудрость постигает бессамостность.

Этот процесс можно назвать усмирением нашего ума. Для этого необходимо, чтобы ум был натренирован и сконцентрирован. Солнечные лучи на нашей планете, в принципе горячие, но зажечь бумагу не могут, необходимо увеличительное стекло, чтобы сконцентрировать эти лучи. Так же и с нашим умом, сила для достижения Пробуждения, сила для постижения бессамостности в нашем уме уже есть, ее нужно просто сконцентрировать с помощью практики самадхи.

Но сначала необходимо научиться контролировать тело, так как без этого мы абсолютно точно не сможем контролировать ум. Контроль над телом это не только его послушность, но и отказ от десяти неблагих деяний (подробнее). В этом случае, это не просто что-то гипотетическое - сижу никого не трогаю. Здесь отказ подразумевает наличие желания и возможность совершить подобное, то есть все условия складываются, таким образом что вы должны совершить, например, убийство, но в этот момент вы останавливаетесь, исходя из мотивации сострадания к этому существу или вы просто не хотите накапливать дурную карму, вот такой отказ будет являться добродетелью.

Из Учений досточтимого Ламы Тенгона в Москве в 2013г.